Тренинг вербального общения

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Брестский государственный медицинский колледж»

 

Специальность «Лечебное дело»

Учебная дисциплина «Медицинская психология, этика и деонтология»

 

 

Тема «Тренинг вербального общения»

 

                                                           

 

Разработала Ковшик О.В.,

преподаватель

 

 

Брест 2017  

 

 

  1. Вводное слово.

Навыки общения в профессиональной деятельности медработника не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку  больным.

 

  1. Правила тренинга.
    • Обращаться по имени;
    • Воздерживаться от безличных речевых форм (Я думаю, Я считаю, Я чувствую…);
    • Говорить о том, что чувствуешь;
    • Соблюдать принцип конфиденциальности;
    • Избегать оценочных высказываний.

 

 

 

Упражнение «Алфавит».

Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части.

Первая — это содержание речи: слова и предложения. Вторая — это интонация, с которой они произносятся. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. В этом можно убедиться, если взять абсолютно бессмысленный текст и прочесть его с разной интонацией. Попробуйте взять даже не текст, а набор букв в алфавитном порядке (т.е. Просто напросто держите перед глазами алфавит) и прочтите его так, словно это:

некролог;

признание в любви;

приговор суда;

прогноз погоды;

репортаж с футбольного матча.

 

 

Упражнение «Говорю, что вижу».

Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе, развитие навыка безоценочных высказываний.

Инструкция: «Сидя в круге, вы будете наблюдать за поведением других и, по очереди, говорить, что видите относительно любого из участников. Описывая поведение, действия других людей не оценивайте их, а просто констатируйте наблюдаемое. К примеру: «Жанна сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.

Обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение.

 

Упражнение «Карусель».

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и рефлексии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведение беседы 3 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

 

Упражнение «Варианты общения».

Участники разбиваются на пары.

«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 с на определённую тему. По сигналу разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 30 с один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 с один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В течение 1 мин один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: Как вы себя ощущали  во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

 

Упражнение  «Список качеств, важных для общения».

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения.

Инструкция: «На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. При составлении его постарайтесь представить себе общительного человека. Можете вспомнить литературных героев, своих знакомых и т.д.

На втором этапе мы проведём обсуждение, основная цель которого – выработать общий список качеств, важных для общения. Любой может высказывать своё мнение, аргументируя его, приводя примеры, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который  мы запишем.

На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения.

Это может быть (например):

  • Умение слушать
  • Тактичность
  • Умение убеждать
  • Интуиция
  • Наблюдательность
  • Душевность
  • Энергичность
  • Открытость
  • Доброта

 

Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя перечисленных качеств».

 

Упражнение  «Без маски».

Каждому участнику даётся карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придётся брать ещё одну карточку.

 

Содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Верю, что я …»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я… »

«Мне бывает стыдно, когда…»

«Особенно меня раздражает, что я …»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… »

«Я плачу, когда…»

«Я уверен, что все…»

«Я как натянутая струна…»

«Мне весело, когда… »

«Одинокие люди всегда…»

«Я не уверен в том, что…»

«Я жду…»

«Я люблю…»

 

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

  • Радость.
  • Удивление.
  • Сожаление.
  • Разочарование.
  • Подозрительность.
  • Грусть.
  • Веселье.
  • Холодное равнодушие.
  • Спокойствие.
  • Заинтересованность.
  • Уверенность.
  • Желание помочь.
  • Усталость.
  • Волнение.
  • Энтузиазм
  • Тоска.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

  • Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

 

 

Рефлексия.

Каждый участник говорит о своём эмоциональном состоянии, о том, что понравилось, что не понравилось, что хотелось бы сделать по другому, что было полезным, новым, значимым и т.п.

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о других?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Участники передают игрушку по кругу, по очереди высказываясь.

Прощание   «ДА!» (Клаус Фопель)

 

Участникам, сидящим в кругу, предлагается согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем тренер проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: «Готово!», вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: «Да!»»

 

Тренер должен сделать небольшую паузу, прежде чем скомандовать: «Готово!», чтобы у участников группы было время вспомнить события дня и действительно сформулировать для себя то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Тренеру нужно быть наблюдательным и интуитивным, чтобы зафиксировать момент готовности группы и не затягивать процесс.

Таким образом, процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения дня. (А совместное действие работает на сплочение группы.) Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение, копившееся в течение всего дня.

Инструкцию можно модифицировать любым целесообразным образом. Например, использовать знание о функциональной асимметрии больших полушарий, предложив участникам группы в правую руку взять идеи, которые они сочли рациональными и будут использовать в своей жизни, а в левую — те позитивные эмоции, которые вызвал у них тренинг. Или в левой руке окажется то, что они получили на группе, их опыт, а в правой — их планы на будущее, проистекающие из этого опыта.

 

 

 

 

 

Радость

Спокойствие

Удивление

Заинтересованность

Сожаление

Уверенность

Разочарование

Желание помочь

 

 

Подозрительность

 

 

Усталость

Грусть

Волнение

 

Веселье

 

Энтузиазм

Холодное равнодушие

Тоска

Author Info

BGMK