РД РБ 02100.4.134-2006
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 0101
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Адукацыйны стандарт
СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-79 01 01
ЛЯЧЭБНАЯ СПРАВА
Educational standard
SECONDARY SPECIAL EDUCATION
SPECIALITY 2-79 01 01
THERAPEUTIC PRACTICE
Дата введения 2006-09-01
Министерство образования Республики Беларусь
1 РАЗРАБОТАН учебно-методическим управлением Белорусской медицинской академии последипломного образования
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Болоховец Л. Н. (руководитель);
Бельская Н. М.;
Брук Т. А.;
Кильческая И. В.;
Кондратович В. В.;
Конанцева Т. В.;
Красюк Н. А.;
Янченко Т. Ф.
ВНЕСЕН управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2006 № 46
Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь
Содержание
- Область применения. 4
- Нормативные ссылки. 4
- Термины и определения. 5
- Общая характеристика специальности. 7
- Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения. 7
- Содержание профессиональной деятельности специалиста. 8
- Квалификационная характеристика специалиста. 11
- Структура учебного плана. 31
- Итоговая аттестация выпускников. 33
- Условия реализации образовательного стандарта. 33
1. Область применения
Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) устанавливает назначение, структуру, содержание специальности 2-79 01 01 «Лечебное дело», обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки специалиста и служит основанием для разработки учебной программной документации.
Образовательный стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения
СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации
РДРБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения
РД РБ 02100.2.009-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская мова
РДРБ02100.2.010-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская літаратура
РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык
РДРБ02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература
РДРБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки
РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История
РДРБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество
РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика
РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика
РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика
РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия
РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География
РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология
РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура
РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия
3. Термины и определения
В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Виды профессиональной деятельности — задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения, например, преподавание, изобретательство, исследование, конструирование и др. (РД РБ 02100.0.001).
Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1].
Здравоохранение — совокупность мер социально-экономического и медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом [1].
Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (СТБ ИСО 9000).
Качество обучения (подготовки) — способность учебного процесса обеспечить достижение установленных и предполагаемых требований к качеству образования (СТБ 22.0.1).
Квалификация — знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1).
Коммуникация — специальные навыки межличностного общения в построении взаимоотношений между работниками здравоохранения и пациентами [1].
Компетентность — способность специалиста к познавательной и практической деятельности, умение оперировать знаниями, свободно выполнять конкретные виды работ с необходимой точностью и в установленной технологической последовательности (РД РБ 02100.0.001).
Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека [1].
Объект (предмет) труда — совокупность процессов, предметов или явлений, на которые направлена профессиональная деятельность специалиста [2].
Обязательный минимум содержания образования — системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации (РД РБ 02100.0.001).
Пациент — лицо, обратившееся за медицинской помощью, либо получающее медицинскую помощь, либо находящееся под медицинским наблюдением.
Первая медицинская помощь — комплекс срочных простейших мероприятий, направленных на спасение жизни пораженного, предупреждение тяжелых последствий или осложнений, а также на уменьшение или полное прекращение воздействия на него поражающих факторов, осуществляется самим пораженным (самопомощь), его товарищем (взаимопомощь) или санитарным инструктором [1].
Продукт (результат) труда — материальный или нематериальный результат труда [2].
Профессиональная функция — логически завершенная структурная часть профессиональной деятельности специалиста, связанная с выполнением им обязанностей, обусловленных особенностями разделения, характера и содержания труда (РД РБ 02100.0.001).
Профилактика — совокупность мероприятий, направленных на предупреждение конкретных заболеваний или патологических состояний [1].
Реабилитация в медицине — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов [3].
Специальность — вид трудовой деятельности в материальной или нематериальной сфере, имеющий свой предмет труда в определенной отрасли производства, науки, техники, образования, искусства, культуры и др., требующий определенных знаний, умений, навыков (РДРБ 02100.0.001).
Среда обитания человека — часть окружающей среды, включающая ее природные компоненты (атмосферный воздух, водоемы, почву), а также питьевая вода, продовольственные и промышленные товары, условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучения, воспитания, которые оказывают, либо при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения [4].
Средства труда — это «вещественные» (машины и оборудование, инструмент и приспособления, производственные здания и сооружения) или «невещественные» (речь, поведение, интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач) орудия, с помощью которых человек воздействует на объект труда [2].
Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (СТБ ИСО 9000).
4. Общая характеристика специальности
4.1 Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 №3.
4.2 Место специальности в квалификационной структуре
Специальность 2-79 01 01 «Лечебное дело» относится к профилю образования «Здравоохранение», направлению образования «Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения», группе специальностей «Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения».
Данная специальность интегрируется со специальностью 1-79 01 01 «Лечебное дело» высшего образования.
4.3 Квалификация выпускника
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Фельдшер-акушер «.
5. Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения
5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование.
5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего базового образования:
- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
- биология.
5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего среднего образования:
- белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
- биология.
5.4 Формы обучения: содержание настоящего образовательного стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной) форме обучения.
5.5 Срок обучения по дневной форме обучения на основе общего базового образования составляет не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего образования — не менее 2 лет 10 месяцев.
6. Содержание профессиональной деятельности специалиста
6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации здравоохранения;
- учреждения социальной защиты населения.
6.2 Объекты (предметы) труда
Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:
- постановкой предварительного диагноза;
- определением состояний, требующих неотложной помощи;
- проведением лечебных мероприятий по назначению врача;
- динамическим наблюдением за хроническими больными;
- динамическим наблюдением за беременными и родильницами, роженицами и детским населением;
- проведением профилактических прививок детям и подросткам, отдельным лицам и группам населения;
- обеспечением санитарно-гигиенического и противоэпидемического благополучия населения;
- проведением информационной работы по формированию здорового образа жизни населения.
6.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:
- оборудование организаций здравоохранения, в том числе аппаратура медицинских лабораторий и кабинетов, вычислительная техника;
- медицинский инструментарий и предметы ухода;
- нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
- планы работы, первичная учетная медицинская документация;
- методы и приемы гигиенического обучения и воспитания.
6.4 Продукт (результат) труда
Результатом труда специалиста является:
- укрепление здоровья населения;
- профилактика заболеваний;
- снижение заболеваемости;
- формирование здорового образа жизни.
6.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:
- лечебно-диагностической;
- медико-профилактической;
- медико-регистрационной, статистической;
- коммуникативной.
6.6 Профессиональные функции специалиста
Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций:
- оценивать состояние пациента, выделять ведущие симптомы и синдромы заболеваний у больных;
- осуществлять диагностику неотложных состояний и оказывать доврачебную помощь;
- осуществлять забор материала для лабораторных исследований;
- выполнять лечебно-диагностические назначения врача;
- проводить динамическое наблюдение и реабилитацию пациентов с различной патологией;
- оказывать реабилитационную медико-социальную помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- меть организовать уход за больным на дому, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самообслуживания;
- выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников, обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;
- проводить профилактику ВИЧ-инфекции;
- проводить санитарно-просветительную и ‘информационно-пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни населения, оказывать консультативную помощь подросткам и молодежи по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;
- осуществлять наблюдение и прегравидарную подготовку женщин из группы резерва родов;
- наблюдать и обследовать беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных;
- выявлять ранние признаки беременности;
- определять сроки беременности, родов и декретного отпуска;
- обследовать состояние плода, определять его положение;
- принимать физиологические роды и оказывать типичное акушерское пособие;
- выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии, распознавать ее и определять тактику действий фельдшера-акушера;
- оказывать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
- проводить первичную обработку новорожденных;
- проводить реанимацию новорожденных;
- осуществлять наблюдение и уход за новорожденным ребенком;
- организовывать и проводить профилактические прививки детям и взрослым;
- обеспечивать инфекционную безопасность медицинских работников и пациентов;
- владеть коммуникативными навыками;
- соблюдать требования охраны труда, безопасности труда, гигиены труда на рабочем месте;
- оформлять первичную медицинскую и статистическую отчетную документацию.
7. Квалификационная характеристика специалиста
7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населения в Республике Беларусь;
- системе организации и оказания медицинской помощи в Республике Беларусь;
- нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;
- строении органов, систем и физиологических функциях организма человека;
- показателях здоровья и патологии человека;
- профилактике заболеваний;
- диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;
- основных и дополнительных методах обследования пациента;
- постановке предварительного диагноза и оказании неотложной доврачебной помощи пациентам с разными видами патологии;
- причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неотложной доврачебной помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;
- организации лечения и медицинского ухода на дому;
- диетологии;
- медицинской реабилитации;
- реаниматологии и анестезиологии;
- геронтологии и гериатрии;
- мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинатальной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;
- методах контрацепции;
- физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода; оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
- динамическом наблюдении за здоровыми и больными;
- иммунопрофилактике детского и взрослого населения;
- основных группах лекарственных средств, их действии на организм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
- этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;
- организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопасность;
- организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;
- первичной учетной медицинской документации.
7.3 Обязательный минимум содержания образования
Обязательный минимум содержания образования отражен в подразделах 7.4, 7.5, 7.6 и 7.7.
7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня среднего специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечивающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РД РБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РД РБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РД РБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.
7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям
Специалист в области деловой документации должен
знать на уровне представления:
- систему деловой документации;
- организацию делопроизводства;
- требования нормативных правовых актов по делопроизводству;
знать на уровне понимания:
- технологию работы с входящими и исходящими документами;
- порядок систематизации документов;
- порядок ведения делопроизводства;
уметь:
- оформлять документацию в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;
- составлять основные виды документов (заявление, объяснительная, докладная записки и др.).
Специалист должен в области информатики
знать на уровне представления:
- тенденции развития информационных технологий;
- методы защиты информации;
знать на уровне понимания:
- состав персонального компьютера и назначение его основных устройств;
- классификацию программного обеспечения персонального компьютера;
- назначение и основные возможности операционной среды Windows;
- назначение и функции графических, текстовых редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных;
уметь:
- создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;
- создавать и редактировать текстовые документы;
- использовать электронные таблицы для выполнения вычислений;
- использовать системы управления базами данных для накопления, хранения, передачи и поиска информации по локальной сети и в сети Интернет;
- применять прикладное программное обеспечение в процессе обработки текстовой и графической информации;
- использовать мультимедийные возможности персонального компьютера для создания презентационных документов.
Специалист должен в области латинского языка и медицинской терминологии
знать на уровне представления:
- роль латинского языка в системе знаний;
- роль латинского языка в анатомической, фармацевтической и клинической терминологии;
знать на уровне понимания:
- основы грамматики латинского языка и принципы составления медицинских терминов;
- основные рецептурные формулировки;
уметь:
- читать и переводить медицинские термины, названия болезней;
- оформлять латинскую часть рецепта.
Специалист должен в области медицинской психологии
знать на уровне представления:
- цели, задачи и методы медицинской психологии;
- особенности коммуникативного процесса;
- влияние психических факторов на возникновение и течение болезни;
- основы психосоматики;
знать на уровне понимания:
- особенности проявления психических процессов у больного и здорового человека;
- психологию труда и личности медицинского работника;
- особенности этики и деонтологии служебных отношений;
- психологию личности пациента;
- особенности психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности;
- общие методы психотерапии;
- методы психотерапии при лечении ряда болезней;
- значимость социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;
уметь:
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- устанавливать психологический контакт с коллегами и пациентами;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе с пациентами.
Специалист должен в области медицинской генетики
знать на уровне представления:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
- взаимодействие генов;
- основные группы наследственных заболеваний;
- методы диагностики наследственной патологии;
знать на уровне понимания:
- общие закономерности наследственности и изменчивости, характерные для всех уровней организации живых организмов в норме и патологии;
- причины хромосомных и генных заболеваний;
- виды профилактики наследственной патологии;
уметь:
- решать генетические задачи по различным типам наследования;
- определять типы наследственной патологии (хромосомные и генные аномалии);
- составлять кариотипы больных с различной хромосомной патологией и по кариотипу определять хромосомные заболевания;
- составлять и анализировать родословные.
Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения
знать на уровне представления:
- основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и энергосбережения;
- экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;
- направления государственной политики в области ресурсо- и энергопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;
- условия устойчивости биосферы и других экологических систем;
- классификацию природных ресурсов и перспективы их использования;
- источники загрязнения окружающей среды;
- действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, биосферу;
знать на уровне понимания:
- критерии оценки качества окружающей среды;
- пути рационального использования электроэнергии, топлива, тепла, газа, холодной и горячей воды, сырья;
- пути решения проблем загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;
- принципы создания энергосберегающих технологий в различных отраслях производства, на транспорте, в быту;
- принципы действия и конструкции приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;
уметь:
- принимать меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- выполнять энергосберегающие мероприятия в быту и на рабочем месте;
- вести пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и энергосбережения.
Специалист должен в области охраны труда
знать на уровне представления:
- основные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, регламентирующие охрану труда;
- организацию и систему мероприятий по пожарной безопасности и гигиене труда;
- влияние вредных и опасных факторов на организм человека и способы защиты;
- источники и причины травматизма и заболеваемости;
знать на уровне понимания:
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
- организацию работы по охране труда с учетом функционального назначения помещения, систему мероприятий по организации и созданию безопасных условий труда;
- права, обязанности и ответственность должностных лиц по охране труда;
- основные требования санитарных правил и норм к помещениям и рабочим местам, организации образовательного процесса;
- опасные и вредные факторы, средства индивидуальной и коллективной защиты;
уметь:
- обеспечить выполнение правил и норм охраны труда, правил пожарной безопасности и санитарии;
- владеть безопасными приемами и методами работы;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов;
- пользоваться средствами защиты при тушении пожаров;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Специалист должен в области общественного здоровья и организации здравоохранения
знать на уровне представления:
- основные нормативные правовые акты по охране здоровья населения Республики Беларусь;
- историю развития здравоохранения, планирование и финансирование здравоохранения;
- основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению;
- структуру, задачи и методы работы центра гигиены и эпидемиологии;
- демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- основные принципы организации медицинской помощи городскому и сельскому населению, акушерско-гинекологической помощи;
- основные демографические показатели;
- основные методы социально-гигиенических исследований состояния здоровья населения;
- принципы учета и отчетности деятельности фельдшерско-акушерского пункта;
- способы и средства укрепления и сохранения здоровья населения;
- методы гигиенического обучения и воспитания населения;
уметь:
- владеть методикой расчета и анализа статистических показателей деятельности организации здравоохранения;
- вычислять и оценивать основные демографические показатели;
- заполнять и анализировать данные первичной учетной медицинской документации;
- владеть методиками гигиенического обучения и воспитания населения.
Специалист должен в области анатомии и физиологии человека
знать на уровне представления:
- основные цели и методы исследования в области анатомии и физиологии человека;
- органогенез, аномалии и пороки развития организма человека;
- механизмы адаптации организма человека;
знать на уровне понимания:
- строение органов и систем человека;
- функции отдельных органов и систем организма человека;
- анатомо-физиологические особенности строения органов и систем в различные периоды жизни человека;
уметь:
- применять знания анатомии и физиологии при изучении клинических дисциплин;
- измерять и оценивать основные показатели функционального состояния человека на уровне «норма-патология».
Специалист должен в области патологической анатомии и патологической физиологии
знать на уровне представления:
- этиологию, патогенез и морфогенез основных патологических состояний;
- основные патологические процессы: альтерацию, гипоксию, опухоли, нарушение обмена веществ, нарушение кровообращения и лимфообращения, реакцию организма на альтерацию, компенсаторно-приспособительные реакции;
знать на уровне понимания:
- клинические проявления воспалительных реакций, дистрофий, опухолей;
- особенности основных клинических проявлений патологических процессов, происходящих в органах и системах;
- механизм воздействия на патологический процесс;
уметь:
- определять по морфологическим признакам виды патологических реакций;
- оценивать клинические проявления типичных патологических процессов;
- обосновывать типичные реакции воздействия на возникновение и развитие патологического процесса.
Специалист должен в области гигиены и экологии человека
знать на уровне представления:
- историю развития гигиены;
- нормативные правовые акты, регламентирующие сохранение и укрепление здоровья населения;
знать на уровне понимания:
- гигиенические характеристики воздуха, воды, почвы, радиационного фактора;
- закономерности влияния факторов среды обитания на здоровье населения;
- основные принципы рационального питания;
- гигиенические требования к устройству, оборудованию систем водоснабжения, в том числе организаций общественного питания;
- оздоровительные мероприятия по улучшению условий труда, быта, питания и обучения;
- методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;
уметь:
- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам среды обитания;
- обеспечивать санитарно-гигиенические условия труда, быта, питания и обучения;
- проводить информационную работу по формированию здорового образа жизни населения.
Специалист должен в области микробиологии, вирусологии, иммунологии
знать на уровне представления:
- историю развития микробиологии, вирусологии и иммунологии;
- роль и свойства микроорганизмов, их распространение, влияние на здоровье человека;
- общие закономерности возникновения и развития бактериальной и вирусной инфекции;
- структуру и функции иммунной системы;
- иммунные нарушения в организме;
- методы микробиологических исследований;
знать на уровне понимания:
- механизм иммунного ответа;
- механизм развития и возникновения аллергии;
- роль факторов агрессии и инвазии, токсинов в развитии патогенеза;
- методику исследования патологического материала;
уметь:
- проводить забор биологического материала, пищевых продуктов и воды для бактериологического исследования;
- обеззараживать биологический материал, инструментарий, посуду, руки.
7.6 Требования к специальным знаниям и умениям
Специалист должен в области сестринского дела и манипуляционной техники
знать на уровне представления:
- историю развития, цели, задачи, пути реализации сестринского дела;
- организацию работы учреждений здравоохранения;
знать на уровне понимания:
- этапы сестринского процесса;
- повседневные жизненно важные потребности человека;
- показания и противопоказания, подготовку пациента и методику выполнения лечебных и диагностических манипуляций;
уметь:
- организовать и обеспечить сестринский уход;
- выполнять сестринские манипуляции;
- проводить работу по формированию здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию пациентов;
- обучать пациента и членов его семьи вопросам самоухода и ухода за больными;
- обеспечивать инфекционную безопасность фельдшера-акушера;
- владеть навыками профессионального общения;
- вести основную первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области хирургии
знать на уровне представления:
- историю развития хирургии;
- организацию хирургической и травматологической помощи в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику хирургических болезней и травм, их осложнения;
- особенности течения хирургических болезней и травм у пациентов различных возрастных групп и у беременных;
- этиологию, патогенез, ранние и поздние клинические признаки, методы диагностики, принципы лечения и профилактики онкологических болезней;
- основные и дополнительные методы исследования в хирургии и травматологии;
- методы лечения и профилактики хирургических болезней и травм;
- санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим хирургических стационаров;
- особенности этики и деонтологии при проведении диагностических и лечебных манипуляций в хирургии;
уметь:
- проводить обследование больного, ставить предварительный диагноз;
- определять тактику лечения;
- оказывать неотложную доврачебную помощь при острых и хронических хирургических болезнях, травмах;
- накладывать различные виды повязок;
- осуществлять транспортную иммобилизацию и транспортирование больных и пострадавших;
- подготавливать пациентов к дополнительным методам исследований;
- ассистировать врачу при диагностических и лечебных манипуляциях;
- выполнять назначения врача;
- осуществлять динамическое наблюдение за хирургическими и травматологическими больными;
- организовывать и проводить работу среди населения по профилактике хирургических болезней и травматизма;
- вести первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области реаниматологии
знать на уровне представления:
- систему организации реаниматологической службы Республики Беларусь;
- юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагностики и лечения неотложных состояний у взрослых и детей;
- виды и клинические проявления терминальных состояний;
- основные лекарственные средства, используемые при неотложных состояниях;
уметь:
- проводить сердечно-легочную реанимацию;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь и оценивать ее эффективность при неотложных состояниях.
Специалист должен в области педиатрии
знать на уровне представления:
- историю развития педиатрии;
- систему организации медицинской помощи детям и подросткам;
- организацию неонатальной службы;
знать на уровне понимания:
- анатомо-физиологические особенности детского организма, закономерности физического и нервно-психического развития ребенка в различные периоды детства;
- этиологию, патогенез, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики детских болезней;
- особенности санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима отделений новорожденных и грудных детей;
уметь:
- проводить обследование больного ребенка, оценивать его состояние, ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей и осуществлять транспортирование больного ребенка в организацию здравоохранения;
- выполнять назначения врача;
- оценивать состояние новорожденного и оказывать доврачебную медицинскую помощь при асфиксии и других неотложных состояниях;
- проводить комплексную оценку состояния здоровья, определять группу здоровья, проводить профилактические и лечебные мероприятия по сохранению и улучшению здоровья детей и подростков;
- осуществлять динамическое наблюдение и реабилитацию детей и подростков с хронической патологией;
- организовывать и проводить работу по иммунопрофилактике;
- владеть навыками ухода за детьми и выполнять сестринские манипуляции;
- организовывать рациональное вскармливание ребенка первого года жизни и консультировать родителей по особенностям питания детей разных возрастных групп;
- проводить работу по формированию здорового образа жизни у детей и подростков, сохранению их репродуктивного здоровья.
Специалист должен в области акушерства
знать на уровне представления:
- историю развития акушерства;
- организацию работы и структуру учреждений родовспоможения;
- репродуктивные технологии;
знать на уровне понимания:
- анатомо-физиологические особенности женского организма;
- физиологические процессы, происходящие в организме женщины в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде;
- методы обследования беременных, рожениц и родильниц;
- методы диагностики ранних и поздних сроков беременности;
- течение и ведение физиологически или патологически протекающей беременности;
- физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;
- физиологию и патологию родов и послеродового периода;
- динамическое наблюдение за женщинами группы резерва родов;
- санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим акушерского стационара;
уметь:
- собирать анамнез, сведения о течении беременности;
- выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии;
- выявлять ранние признаки, определять срок беременности, дату декретного отпуска и предполагаемого срока родов;
- проводить обследование беременных;
- вести динамическое наблюдение за здоровыми беременными;
- проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;
- оказывать акушерское пособие в родах;
- распознавать акушерскую патологию;
- осуществлять уход за беременными, роженицами и родильницами при акушерской патологии;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в акушерстве;
- выполнять назначения врача;
- проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацепции.
Специалист должен в области гинекологии
знать на уровне представления:
- историю развития гинекологии;
- организацию работы и структуру учреждений по оказанию гинекологической помощи;
знать на уровне понимания:
- этапы жизни женщины и физиологические процессы, происходящие в эти периоды;
- этиологию, патогенез, клинические проявления, принципы лечения, профилактику гинекологических и онкогинекологических болезней;
- методы обследования гинекологических больных;
- консервативные и оперативные методы лечения гинекологических больных;
- динамическое наблюдение женщин с гинекологическими и онко-гинекологическими болезнями;
- санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим гинекологического стационара;
- вопросы планирования семьи и методы контрацепции;
уметь:
- выявлять гинекологические и онкогинекологические болезни;
- проводить основные гинекологические исследования;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;
- выполнять назначения врача при гинекологических и онкогинекологических болезнях, осуществлять контроль за лечением больных;
- организовывать динамическое наблюдение за гинекологическими больными;
- проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацепции, профилактике инфекций, передаваемых половым путем.
Специалист должен в области инфекционных болезней с эпидемиологией
знать на уровне представления:
- историю развития инфекционных болезней и эпидемиологии;
- систему организации медицинской помощи инфекционным больным в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- классификацию инфекционных болезней;
- методы лабораторной и инструментальной диагностики инфекционных болезней;
- особенности эпидемиологии, клиники, профилактики инфекционных болезней;
- показания к госпитализации, принципы лечения и ухода за инфекционными больными;
- организацию работы при возникновении особо опасных инфекций;
- противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
- организацию иммунопрофилактики;
- задачи амбулаторно-поликлинической службы в профилактике инфекционных болезней;
- особенности эпидемиологии внутрибольничных инфекций и меры профилактики;
уметь:
- ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения пациента;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- осуществлять забор биологического материала для лабораторного исследования у больных и контактных лиц;
- выполнять назначения врача при инфекционных болезнях и осуществлять контроль за лечением больных;
- осуществлять реабилитацию и динамическое наблюдение за инфекционными больными;
- проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
- выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить санитарно-просветительную и информационно-пропагандистскую работу с населением и пациентами;
- оформлять первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем
знать на уровне представления:
- историю развития дерматовенерологии;
- систему организации помощи больным с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем, в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, лечение кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем;
- группы риска и методы проведения профилактики инфекций, передаваемых половым путем; *
- санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим кожно-венерического стационара;
уметь:
- проводить исследование пациента;
- ставить предварительный диагноз, определять тактику лечения пациента с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем;
- оказывать помощь при неотложных состояниях кожи и слизистых оболочек;
- выполнять назначения врача;
- организовывать уход, медицинское наблюдение за пациентом, реабилитацию пациента;
- готовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
- проводить работу по профилактике кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем.
Специалист должен в области нервных болезней
знать на уровне представления:
- историю развития нервных болезней;
- систему организации неврологической помощи в Республике Беларусь;
- медицинские, этические и юридические аспекты оказания неврологической помощи;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики болезней нервной системы;
- принципы динамического наблюдения неврологических больных;
уметь:
- диагностировать болезни нервной системы;
- оказывать неотложную доврачебную помощь при нервных болезнях;
- выполнять назначения врача.
Специалист должен в области психических болезней
знать на уровне представления:
- историю развития психиатрической помощи;
- систему организации психиатрической помощи в Республике Беларусь;
- медицинские, этические и юридические аспекты в психиатрии;
знать на уровне понимания:
- клиническую характеристику основных психопатологических симптомов и синдромов;
- клинику основных психических и наркологических болезней, принципы их диагностики, лечения и профилактики;
- принципы динамического наблюдения за психическими больными;
уметь:
- диагностировать острые и опасные психические состояния;
- оказывать неотложную доврачебную помощь при психических расстройствах;
- организовывать наблюдение и госпитализацию психических больных.
Специалист должен в области офтальмологии
знать на уровне представления:
- историю развития офтальмологии;
- организацию офтальмологической помощи населению в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы лечения глазных болезней;
- факторы риска ухудшения и потери зрения, меры профилактики глазных болезней;
уметь:
- диагностировать болезни органа зрения;
- оказывать неотложную помощь при острых болезнях, ожогах, травмах органа зрения;
- выполнять назначения врача.
Специалист должен в области стоматологических болезней с основами гигиены полости рта
знать на уровне представления:
- назначение, правила применения аппаратов и инструментария, используемых в стоматологической практике;
- принципы лечения зубочелюстных аномалий и основы протезирования;
- этиологию, клинику и принципы лечения злокачественных и доброкачественных опухолей челюстно-лицевой области;
знать на уровне понимания:
- этиологию, клинику и принципы лечения основных стоматологических болезней: кариеса и некариозных поражений, болезней пульпы и периапикальных тканей, болезней периодонта и слизистой оболочки полости рта;
- этиологию, клинику и принципы лечения одонтогенных воспалительных болезней и травм челюстно-лицевой области;
- основные и дополнительные средства гигиены полости рта;
уметь:
- применять основные и дополнительные средства и методы гигиены полости рта;
- проводить мотивацию к поддержанию здоровья полости рта.
Специалист должен в области болезней оториноларингологии
знать на уровне представления:
- историю развития оториноларингологии;
- систему организации оториноларингологической помощи в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
- этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, принципы лечения и профилактики основных болезней уха, горла, носа;
- методы обследования уха, горла, носа;
уметь:
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- осуществлять уход за больными при болезнях уха, горла, носа;
- выполнять назначения врача.
Специалист должен в области реабилитологии
знать на уровне представления:
- виды, принципы, цели и этапы медицинской реабилитации;
- организацию физиотерапевтического кабинета на фельдшерско-акушерском пункте;
- методику, дозировку, технику проведения физиотерапевтических процедур;
- современные лечебные физические факторы, механизмы действия физических факторов, применяемых при восстановительном лечении;
- принципы устройства и действия основных физиотерапевтических аппаратов;
- принципы дозиметрии и безопасности труда при работе с физиотерапевтической аппаратурой;
знать на уровне понимания:
- сущность физиологического действия естественных и префор-мированных физических факторов на организм человека;
- показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры, массажа;
- использование методов физического воздействия с целью профилактики болезней;
- особенности применения физических факторов для реабилитации детей, гинекологических больных, беременных и лиц пожилого возраста;
уметь:
- проводить упражнения лечебной физкультуры при болезнях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических болезнях и для беременных;
- выполнять основные приемы массажа.
Специалист должен в области семейной медицины
знать на уровне представления:
- основные направления социальной политики государства в области брачных и семейных отношений;
- отношения, регулируемые Кодексом Республики Беларусь о браке и семье [5];
знать на уровне понимания:
- критерии здоровья семьи;
- проблемы семьи, имеющей ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, туберкулезом;
- факторы риска, влияющие на здоровье семьи;
- принципы здорового образа жизни семьи;
уметь:
- оказывать психологическую помощь и поддержку проблемным семьям;
- оказывать психологическую помощь и поддержку пациенту и его семье при тяжелых болезнях и терминальных состояниях.
Специалист должен в области фармакологии
знать на уровне представления:
- историю развития фармакологии;
- основные положения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств;
знать на уровне понимания:
- классификацию лекарственных препаратов;
- фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств;
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- побочное и токсическое действие лекарственных средств;
- правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств;
уметь:
- оформлять рецепты лекарственных средств;
- прогнозировать действие и взаимодействие лекарственных средств на пациента;
- обосновывать принципы действия лекарственных средств при оказании доврачебной помощи;
- сочетать лекарственные препараты, исходя из их фармакодина-мических и фармакокинетических свойств.
7.7 Требования к практической подготовке специалиста
Практическая подготовка специалиста является обязательной частью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.
При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная и преддипломная.
7.7.1 Учебная практика направлена на:
— закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по сестринскому делу и манипуляционной технике;
— приобретение профессиональных навыков по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству и гинекологии.
7.7.2 Преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к выполнению профессиональных функций [6] в соответствии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.
8. Структура учебного плана
8.1 Для реализации настоящего образовательного стандарта разрабатывается типовой учебный план специальности.
Типовой учебный план специальности согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование компонентов, циклов, дисциплин
|
Примерное распределение бюджета времени (часов для 1,2,5,6; недель для 3, 4) для обучения на основе |
|
общего базового образования |
общего среднего образования |
|
1 Общеобразовательный компонент |
|
|
1.1 Социально-гуманитарный цикл |
784 |
160 |
1.2 Естественно-математический цикл |
600 |
— |
1.3 Физическая культура |
408 |
286 |
1.4 Допризывная (медицинская) |
|
|
подготовка |
86 |
— |
1.5 Гражданская оборона |
22 |
22 |
Итого |
1900 |
468 |
2 Профессиональный компонент |
|
|
2.1 Общепрофессиональный цикл |
850 |
824 |
2.2 Специальный цикл |
2146 |
2146 |
Итого |
2996 |
2970 |
Всего |
4896 |
3438 |
3 Практика |
14 |
14 |
3.1 Учебная |
6 |
6 |
3.2 Преддипломная |
8 |
8 |
4 Вариативный компонент |
9 |
9 |
5 Факультативные дисциплины |
544 |
382 |
6 Консультации |
408 |
286 |
8.3 Типовой учебный план специальности разрабатывается на основании настоящего образовательного стандарта.
Наименование дисциплин общеобразовательного компонента, минимальное количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь. Дисциплина «Физическая культура» планируется из расчета не менее 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Дисциплина «Допризывная (медицинская) подготовка» планируется для обучения на основе общего базового образования, дисциплина «Гражданская оборона» — на основе общего базового и общего среднего образования.
Наименование дисциплин профессионального компонента, количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия, виды и продолжительность практики определяются разработчиками учебного плана специальности в соответствии с подразделами 7.5, 7.6 и 7.7 настоящего образовательного стандарта и с учетом требований нанимателя кадров.
8.4 Обязательная недельная нагрузка учащихся не должна превышать 36 учебных часов.
Вариативный компонент планируется при разработке учебного плана.
Факультативные дисциплины планируются из расчета 4-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Название факультативных дисциплин и количество часов на их изучение определяет учреждение образования.
Консультации планируются из расчета 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения.
8.5 При разработке учебного плана необходимо руководствоваться следующим:
— общая продолжительность полного года обучения составляет 52 недели;
— продолжительность каникул — от 8 до 11 недель, из них 2 недели в зимний период;
— продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2-х экзаменов в неделю и не более 4-х экзаменов в сессию;
— время, отведенное на итоговую аттестацию, рассчитывается с учетом ее формы.
9. Итоговая аттестация выпускников
9.1 Итоговая аттестация проводится по результатам полного усвоения обучаемым образовательной программы с целью определения соответствия его компетентности требованиям настоящего образовательного стандарта.
9.2 Формой итоговой аттестации являются государственные экзамены по дисциплинам.
9.3 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация «Фельдшер-акушер» и выдается диплом о среднем специальном образовании.
10. Условия реализации образовательного стандарта
Реализация настоящего образовательного стандарта в учреждениях образования осуществляется в образовательном процессе и возможна при наличии нормативно установленного учебного программного, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
10.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение включает типовую и рабочую учебную программную документацию.
Типовая учебная программная документация включает типовой учебный план специальности, типовые учебные программы дисциплин и практики.
Типовой учебный план специальности согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Типовые учебные программы специальных дисциплин и практики утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Рабочая учебная программная документация включает рабочие учебные программы дисциплин и практики, рабочий учебный план специальности и утверждается руководителем учреждения образования.
Для обеспечения образовательного процесса должны быть созданы учебные кабинеты, лаборатории и другие учебно-производственные объекты, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с нормативными требованиями.
Материально-техническая база должна соответствовать профессиональным задачам и действующим санитарно-техническим нормам.
10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на основании утвержденной учебной программной документации по специальности.
Продолжительность обучения на дневной форме составляет:
— на основе общего базового образования не менее 198,5 недель, из них не менее 136 недель теоретического обучения, не менее 14 недель практики, не менее 7,5 недель экзаменационной сессии, не менее 4 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 28 недель каникул, не менее 9 недель вариативного компонента;
— на основе общего среднего образования не менее 146,5 недель, из них не менее 95,5 недель теоретического обучения, не менее 14 недель практики, не менее 6 недель экзаменационной сессии, не менее 4 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 18 недель каникул, 9 недель вариативного компонента.
10.3 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
Преподаватели, обеспечивающие реализацию настоящего образовательного стандарта, должны иметь высшее медицинское образование по профилю преподаваемой дисциплины и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки или высшее педагогическое образование.
Приложение А
(информационное)
Библиография
[1] Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3 т. / под ред. Б. В. Петровского. — М: Совет, энцикл., 1983
[2] Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева-М.: АПОД999
[3] Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. / под ред. Б. В. Петровского.- М: Совет, энцикл., 1978
[4] О санитарно-эпидемическом благополучии населения. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. в редакции Закона от 23 мая 2000г. №397-3
[5] Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 толя 1999 г. № 278-3 в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 37-3
[6] Квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в здравоохранении, фармации, Белорусской государственной службе судебно-медицинской экспертизы и системе социальной защиты. — Мн.: НИИ труда, 2001
ИЗМЕНЕНИЕ № 1 РД РБ 02100.4.134-2006
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 01 01
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Адукацыйны стандарт
СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-79 01 01
ЛЯЧЭБНАЯ СПРАВА
______________________________________________________________
Утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2011 № 11
Дата введения 01.04.2011
Раздел 2 изложить в новой редакции:
«2 Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения
СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации
РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения».
Раздел 4. Подраздел 4.1 изложить в новой редакции:
«4.1 Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 №36».
Раздел 5 изложить в новой редакции:
«5 Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения
5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее среднее образование.
5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего среднего образования:
— белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
— биология.
5.3 Формы обучения: содержание настоящего образовательного стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной) форме обучения.
5.4 Срок обучения по дневной форме обучения на основе общего среднего образования составляет не менее 2 лет 10 месяцев».
Раздел 7. Подраздел 7.4 изложить в новой редакции:
«7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям для обучающихся на основе общего среднего образования определяются Министерством образования Республики Беларусь».
Раздел 7. Подраздел 7.5. Область знаний «Информатика» исключить.
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Семейная медицина» исключить.
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Информационные технологии», ввести дополнительно и изложить в следующей редакции:
«Специалист должен в области информационных технологий
знать на уровне представления:
— тенденции развития информационных технологий;
— области применения компьютерных информационных технологий в медицине;
знать на уровне понимания:
— требования безопасности труда при работе на персональном компьютере;
— классификацию программных средств профессионального назначения;
— возможности использования текстовых, графических редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных;
— состав, аппаратные и программные средства мультимедиа;
— основы обработки информации в современных компьютерных средах;
— базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
уметь:
— создавать и редактировать структуры текстового документа, разбивать документ на разделы, вставлять названия, формировать и обновлять оглавление и список иллюстраций, размечать элементы и формировать предметный указатель;
— использовать электронные таблицы для выполнения расчетов и применять встроенные функции для анализа медико-биологических данных;
— использовать системы управления базами данных для накопления, хранения, передачи и поиска информации в локальных компьютерных сетях и в сети Интернет;
— использовать программные средства мультимедиа для подготовки и оформления презентационных документов».
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Общая онкология» ввести дополнительно и изложить в следующей редакции:
«Специалист должен в области общей онкологии знать на уровне представления:
— организацию онкологической помощи в Республики Беларусь;
— структуру онкологической заболеваемости опухолями основных локализаций;
— диагностические методы в онкологии и оценку степени распространения опухолевого процесса;
знать на уровне понимания:
— комплексную профилактику злокачественных заболеваний;
— формирование групп высокого онкологического риска, формирование онконастороженности у населения и специалистов;
— основные методы лабораторной и инструментальной диагностики онкологических заболеваний;
— принципы лечения онкологических заболеваний в зависимости от стадии распространенности опухолевого процесса;
— принципы диспансеризации и реабилитации;
— организацию паллиативной помощи и ухода за онкологическими больными;
уметь:
— ставить предварительный диагноз при онкологических про-I явлениях обозримой локализации;
— проводить обследование пациента с целью выявления
— признаков онкологического заболевания;
— интерпретировать результаты обследования и определять дальнейшую тактику ведения пациента с подозрением на онкопатологию;
— выполнять назначения врача, осуществлять уход и оценивать эффективность лечения онкологических больных;
— проводить обучение членов семьи уходу за онкологическим больным;
— проводить санитарно-просветительную и информационно-пропагандистскую работу с населением и пациентами по профилактике онкопатологии;
— осуществлять реабилитацию и динамическое наблюдение за онкологическими больными;
— оформлять первичную учетную медицинскую документацию».
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Первичная медицинская помощь» ввести дополнительно и изложить в следующей редакции:
«Специалист должен в области первичной медицинской помощи знать на уровне представления:
— систему организации неотложной медицинской помощи в Республике Беларусь;
— цель, задачи и методы оказания первичной медицинской помощи;
— задачи и организацию работы амбулаторно-поликлинической помощи;
— основные показатели деятельности поликлиники;
знать на уровне понимания:
— сущность и задачи первичной медицинской помощи, ее принципы и последовательность оказания;
— обязанности и права медицинских работников по оказанию первичной медицинской помощи;
— общие принципы оказания посиндромной неотложной медицинской помощи и при различных видах повреждений;
— показания к госпитализации и осуществлению транспортировки пациентов;
— особенности организации работы с пациентами терапевтического и педиатрического профиля на амбулаторном приеме и на дому;
— особенности организации работы по проведению диспансерного наблюдения пациентов терапевтического и педиатрического профиля и по вопросам иммунопрофилактики;
— организацию работы по раннему выявлению онкологических заболеваний, туберкулеза и других нозологических форм заболеваний, влияющих на смертность и инвалидизацию населения;
— организацию работы поликлиники с лицами пожилого и старческого возраста;
— основные принципы обследования пациентов на этапах первичной медицинской помощи;
— вопросы экспертизы временной утраты трудоспособности
пациентов;
— организацию работы среди населения по формированию поведенческих мотивов здорового образа жизни;
уметь:
— проводить обследование пациента при неотложных состояниях, определять тяжесть состояния пациента, выделять ведущий синдром;
— проводить дифференциальную диагностику;
— работать с портативной и реанимационной аппаратурой;
— оказывать неотложную медицинскую помощь и оценивать ее эффективность;
— проводить сердечно-легочную реанимацию;
— оформлять рецепты лекарственных средств, в том числе и на льготные лекарственные средства;
— проводить профилактические осмотры населения разных возрастных групп, осуществлять скрининговую диагностику при проведении диспансеризации населения;
— оформлять первичную учетную медицинскую документацию».
Раздел 8 Пункты 8.2, 8.3, 8.4 изложить в новой редакции:
«8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование компонентов, циклов, дисциплин |
Примерное распределение бюджета времени (часов для 1, 2, 5, 6; недель для 3, 4) для обучения на основе общего среднего образования |
1 Общеобразовательный компонент 1.1 Социально-гуманитарный цикл 1.2 Физическая культура и здоровье 1.3 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
110 285 22 |
Итого |
417 |
2 Профессиональный компонент 2.1 Общепрофессиональный цикл 2.2 Специальный цикл |
720 2283 |
Итого |
3003 |
Всего |
3420 |
3 Практика 3.1 Учебная 3.2 Преддипломная |
12 6 6 |
4 Вариативный компонент |
14 |
5 Факультативные дисциплины |
380 |
6 Консультации |
285 |
8.3 Типовой учебный план специальности разрабатывается на основании настоящего образовательного стандарта.
Наименование дисциплин общеобразовательного компонента, минимальное количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Наименование дисциплин профессионального компонента, количество часов на теоретические, лабораторные и практические занятия, виды и продолжительность практики определяются разработчиками учебного плана специальности в соответствии с подразделами 7.5, 7.6 и 7.7 настоящего образовательного стандарта и с учетом требований нанимателя кадров.
8.4 Обязательная недельная нагрузка учащихся не должна превышать 40 учебных часов.
Вариативный компонент планируется при разработке учебного плана.
Факультативные дисциплины планируются из расчета 4-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Выбор факультативных дисциплин и количество часов на их изучение определяются учреждением образования.
Консультации планируются из расчета 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения».
Раздел 10. Подраздел 10.2 изложить в новой редакции:
«10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на основании утвержденной учебной программной документации
по специальности.
Продолжительность обучения на дневной форме составляет на основе общего среднего образования не менее 147 (ста сорока семи) недель, из них не менее 95 (девяноста пяти) недель теоретического обучения, не менее 12 (двенадцати) недель практики, не менее 6 (шести) недель экзаменационной сессии, не менее 2 (двух) недель на проведение итоговой аттестации, не менее 18 (восемнадцати) недель каникул, 14 (четырнадцать) недель вариативного компонента».
ИЗМЕНЕНИЕ № 2
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 01 01
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Адукацыйны стандарт
СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-79 01 01
ЛЯЧЭБНАЯ СПРАВА
Утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2012 г. N 109
Дата введения 1 сентября 2012 г.
Раздел 4. Подраздел 4.1 изложить в новой редакции:
«4.1 Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. N 36.».
Подраздел 4.3 изложить в новой редакции:
«4.3 Квалификация выпускника
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи».
Раздел 6. Подраздел 6.6 изложить в новой редакции:
«6.6 Профессиональные функции специалиста
Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций:
— оценивать состояние пациента, выделять ведущие симптомы и синдромы заболеваний;
— осуществлять диагностику неотложных состояний и оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь;
— осуществлять оказание медицинской помощи населению в организациях здравоохранения и на дому;
— осуществлять самостоятельный осмотр и динамическое медицинское наблюдение пациентов на дому;
— осуществлять самостоятельный прием и консультирование пациентов в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения;
— осуществлять забор материала для лабораторных исследований;
— выполнять лечебно-диагностические назначения врача;
— проводить динамическое медицинское наблюдение и реабилитацию пациентов с различной патологией;
— определять необходимость и сроки временного освобождения пациента от работы (службы, учебы);
— оказывать реабилитационную медико-социальную помощь хроническим больным, пожилым людям и инвалидам;
— владеть техникой медицинских манипуляций и диагностических методов исследования;
— уметь организовать уход за больным на дому, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самообслуживания;
— выписывать лекарственные препараты в случаях наиболее часто встречающихся заболеваний или для продолжения лечения, назначенного врачом, обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;
— проводить профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
— проводить санитарно-просветительную и информационно-пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни населения, оказывать консультативную помощь подросткам и молодежи по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;
— осуществлять наблюдение и прегравидарную подготовку женщин из группы резерва родов;
— наблюдать и обследовать беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных;
— выявлять ранние признаки беременности;
— определять сроки беременности, родов и декретного отпуска;
— обследовать состояние плода, определять его положение;
— принимать физиологические роды и оказывать типичное акушерское пособие;
— выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии, распознавать ее и определять тактику действий фельдшера-акушера;
— оказывать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
— проводить первичную обработку новорожденных;
— проводить реанимацию новорожденных;
— осуществлять наблюдение и уход за новорожденным ребенком;
— организовывать и проводить профилактические прививки детям и взрослым;
— обеспечивать инфекционную безопасность медицинских работников и пациентов;
— владеть коммуникативными навыками;
— соблюдать требования охраны труда, техники безопасности, гигиены труда на рабочем месте;
— оформлять первичную медицинскую и статистическую отчетную документацию;
— проводить шифровку болезней в соответствии с международной классификацией.
Раздел 7. Подраздел 7.2 изложить в новой редакции:
«7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
— целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населения в Республике Беларусь;
— системе организации и оказания медицинской помощи в Республике Беларусь;
— нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;
— строении органов, систем и физиологических функциях организма человека;
— показателях здоровья и патологии человека;
— профилактике заболеваний;
— диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;
— основных и вспомогательных методах обследования пациента;
— постановке диагноза и оказании неотложной экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам с разными видами патологии, в том числе при несчастных случаях и травмах;
— причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неотложной медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;
— организации лечения, медицинского ухода на дому и оказания паллиативной помощи;
— организации здорового питания, в том числе лечебного;
— медицинской реабилитации;
— реаниматологии и анестезиологии;
— геронтологии и гериатрии;
— мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинатальной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;
— методах контрацепции;
— физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода;
— технике медицинских манипуляций и диагностических методов исследования;
— оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
— динамическом медицинском наблюдении за различными группами пациентов;
— иммунопрофилактике детского и взрослого населения;
— основных группах лекарственных средств, их действии на организм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
— выписке рецептов в случаях наиболее часто встречающихся заболеваний;
— этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;
— организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
— основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопасность;
— организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;
— первичной учетной документации;
— международной классификации болезней (МКБ-10).
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Пропедевтика внутренних болезней» ввести дополнительно и изложить в следующей редакции:
«Специалист должен в области пропедевтики внутренних болезней знать на уровне представления:
— историю развития учения о болезнях и их распознавании;
— международную классификацию болезней МКБ-10;
знать на уровне понимания:
— методы исследования здорового и больного человека при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;
— причины, механизмы развития и исход наиболее частых заболеваний органов и систем;
— симптоматологию типичных форм наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;
— классификацию нарушений кровообращения и клиническую картину заболеваний, сопровождающихся гемодинамическими расстройствами, принципы лечения;
— факторы риска, принципы профилактики и патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний внутренних органов и систем;
уметь:
— оформлять медицинскую документацию учреждения здравоохранения;
— применять основные и вспомогательные методы исследования с оценкой выявленных симптомов и показателей функций здорового организма;
— выявлять и оценивать по данным обследования типичные нарушения органов и систем;
— оценивать функциональные возможности пациента;
— выбрать лекарственную форму, информировать пациента о характере действия лекарственных препаратов и возможных побочных действиях.».
Раздел 7. Подраздел 7.6. Область знаний «Поликлиническая терапия» ввести дополнительно и изложить в следующей редакции:
«Специалист должен в области поликлинической терапии знать на уровне представления:
— принципы организации терапевтической помощи городскому и сельскому населению в амбулаторных условиях;
— объем работы участкового врача-терапевта, врача общей практики;
знать на уровне понимания:
— протоколы (временные стандарты Министерства здравоохранения Республики Беларусь) объема обследования пациентов на этапах медицинской помощи;
— методы амбулаторно-поликлинического лечения и реабилитации в условиях отделения дневного пребывания (ОДП), стационара на дому;
— принципы организации работы поликлиники и помощника врача;
— содержание работы, права и обязанности помощника врача;
— принципы взаимодействия и преемственность в работе помощника врача, участкового врача-терапевта, врача общей практики, врачей-специалистов «узкого профиля», организаций здравоохранения;
— показания к направлению на консультацию;
— порядок и показания к направлению в ОДП, стационар;
— показания к направлению в ОДП поликлиники и организации стационара на дому;
— виды временной нетрудоспособности, правила выдачи, продления листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности при заболеваниях и других видах временной нетрудоспособности;
— виды и принципы медицинской реабилитации пациентов и инвалидов в амбулаторных условиях;
— основные направления профилактической работы помощника врача;
— группы диспансерного наблюдения населения;
— показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
— методы активного выявления туберкулеза и онкологической патологии различной локализации;
— программу обследования пациента при конкретном терапевтическом заболевании и обязательный минимум лабораторных и инструментальных исследований;
— основные принципы терапии при неосложненном и осложненном течении заболевания терапевтического профиля и сопутствующих заболеваний в амбулаторных условиях;
— диагностику, тактику и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
— реанимационные мероприятия при внезапной смерти;
уметь:
— проводить опрос и физикальное обследование пациента, выявлять объективные признаки заболеваний;
— составлять план обследования пациента для установления диагноза, используя необходимый минимум лабораторных и инструментальных исследований;
— интерпретировать полученные результаты лабораторных исследований (крови, мочи, мокроты, желудочного сока, желчи, кала) и инструментальных методов диагностики (рентгенологических, эндоскопических, ультразвуковых, электрокардиографии и других);
— формулировать предварительный диагноз терапевтического заболевания согласно действующим классификациям;
— составлять индивидуальный план лечения, реабилитации и профилактики основных терапевтических заболеваний;
— оформлять основную медицинскую документацию:
— выписывать рецепты при типичных случаях наиболее часто встречающихся заболеваний или для продолжения лечения, назначенного врачом;
— определять показания для стационарного лечения терапевтических пациентов в больницах и ОДП поликлиник и осуществлять госпитализацию;
— определять виды и причины временной нетрудоспособности терапевтических пациентов, критерии восстановления трудоспособности, оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность;
— осуществлять диспансеризацию населения, определять группы диспансерного наблюдения и проводить соответствующую лечебно-профилактическую работу с пациентами каждой группы;
— составлять план диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий для диспансерной группы терапевтических пациентов, оценивать эффективность и качество их диспансеризации;
— проводить реанимационные мероприятия при клинической смерти;
— брать мазки из зева и носа на бактериологическое исследование;
— проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия в инфекционном очаге;
— проводить различные формы санитарно-гигиенического просвещения населения;
— оказывать медицинскую помощь в амбулаторных условиях при неотложных состояниях.
Раздел 8. Подраздел 8.2 изложить в новой редакции:
«8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование компонентов, циклов, учебных дисциплин |
Примерное распределение бюджета времени (часов для 1, 2, 5, 6; недель для 3, 4) для обучения на основе общего среднего образования |
1 Общеобразовательный компонент 1.1 Социально-гуманитарный цикл 1.2 Физическая культура и здоровье 1.3 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
110 276 22 |
Итого |
408 |
2 Профессиональный компонент 2.1 Общепрофессиональный цикл 2.2 Специальный цикл |
776 2092 |
Итого |
2868 |
Всего |
3276 |
3 Практика 3.1 Учебная 3.2 Преддипломная |
23 15 8 |
4 Вариативный компонент |
7 |
5 Факультативные дисциплины |
180 |
6 Консультации |
180 |
Раздел 10. Подраздел 10.2 изложить в новой редакции:
«10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на основании утвержденной учебной программной документации по специальности.
Продолжительность обучения на дневной форме составляет на основе общего среднего образования не менее 147 (ста сорока семи) недель, из них не менее 91 (девяноста одной) недели теоретического обучения, не менее 23 (двадцати трех) недель практики, не менее 6 (шести) недель экзаменационной сессии, не менее 2 (двух) недель на проведение итоговой аттестации, не менее 18 (восемнадцати) недель каникул, 7 (семь) недель вариативного компонента.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель Первый заместитель
Министра образования Министра здравоохранения
Республики Беларусь Республики Беларусь
А.И.Жук Д.Л.Пиневич
22.08.2012 22.08.2012