МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

20.06.2014 № 80

 

  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

2-79 01 31 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

 

 

образовательный стандаРт республики беларусь

 

 

 

 

 

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Специальность

2-79 01 31 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

 

Квалификация

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

 

 

 

СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

 

Спецыяльнасць

2-79 01 31 СЯСТРЫНСКАЯ СПРАВА

 

Квалiфiкацыя

МЕДЫЦЫНСКАЯ СЯСТРА

 

 

 

SECONDARY SPECIAL EDUCATION

 

Speciality

2-79 01 31 NURSING

 

Qualification

NURSE

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

 

 

 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Дубинецкая А.Н. (руководитель);

Брук Т.А.;

Гузаревич Е.П.;

Русакова Е.М., канд. мед. наук;

Сниткова И.Л.

 

ВНЕСЕН управлением профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь

 

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2014 № 80.

 

3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН РД РБ 02100.4.042-2004

 

 

Настоящий образовательный стандарт Республики Беларусь не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Область применения …………………………………………………………………….. 5

2 Нормативные ссылки …………………………………………………………………… 6

3 Термины и определения ……………………………………………………………….. 6

4 Общие положения ……………………………………………………………………….. 7

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Квалификация выпускника

4.3 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования

4.4 Требования к формам получения среднего специального образования

4.5 Требования к срокам получения среднего специального образования

5 Квалификационная характеристика ………………………………………………… 9

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста

со средним специальным образованием

5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

5.4 Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием

5.5 Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

6 Требования к уровню подготовки выпускника………………………………. 10

6.1 Общие требования

6.2 Требования к психическим и психофизиологическим Профессионально значимым свойствам личности

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации ……………. 12

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к научно-методическому обеспечению образовательной программы

7.3 Требования к содержанию учебно-программной документации

7.4 Требования к организации образовательного процесса

7.5 Требования к срокам реализации образовательной программы

7.6 Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности

7.7 Требования к компетенциям по компонентам, циклам, областям знаний

7.8 Требования к содержанию и организации практики

8 Требования к организации воспитательной работы ………………………. 36

9 Требования к итоговой аттестации учащихся ……………………………….. 37

10 Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы ………….. 37

10.1 Требования к кадровому обеспечению

10.2 Требования к материально-техническому обеспечению

Приложение А Библиография ……………………………………………………………………….. 39



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Специальность

2-79 01 31 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

 

Квалификация

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

 

 

СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

 

Спецыяльнасць

2-79 01 31 СЯСТРЫНСКАЯ СПРАВА

 

Квалiкацыя

МЕДЫЦЫНСКАЯ СЯСТРА

 

 

SECONDARY SPECIAL EDUCATION

 

Speciality

2-79 01 31 NURSING

 

Qualification

NURSE

 

Дата введения ХХХХ-ХХ-ХХ

 

1 Область применения

 

Настоящий образовательный стандарт среднего специального образования по специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело» (далее – стандарт) устанавливает основные требования к содержанию профессиональной деятельности и компетентности специалиста со средним специальным образованием, к содержанию учебно-программной документации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования, вступительным испытаниям, формам и срокам получения среднего специального образования, организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации, оценке качества среднего специального образования по специальности.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях образования, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации образовательных программ среднего специального образования, обеспечивающих получение квалификации специалиста со средним специальным образованием по специальности.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты:

ОКРБ 006-2009 Профессии рабочих и должности служащих

ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Вид (подвид) профессиональной деятельности – вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией (ОКРБ 011).

Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний [1].

Здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения [1].

Качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы [2].

Квалификация – подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности (ОКРБ 011).

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Медицинская манипуляция – выполнение медицинских процедур ручным способом, требующим большой точности.

Медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками [1].

Медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача в организациях здравоохранения и других организациях, связанных с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.

Медицинский работник – физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством Республики Беларусь порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы [1].

Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования [2].

Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания [2].

Пациент – физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь [2].

Профилактика – основанный на личной заинтересованности пациента комплекс медицинских услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний [1].

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей (ОКРБ 011).

 

4 Общие положения

 

4.1 Общая характеристика специальности

 

Специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело» в соответствии с ОКРБ 011 относится к профилю образования «Здравоохранение», направлению образования «Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения», группе специальностей «Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения».

 

4.2 Квалификация выпускника

 

Образовательный процесс, организованный в целях освоения учащимися содержания образовательной программы среднего специального образования, обеспечивает получение квалификации «Медицинская сестра» (ОКРБ 006).

 

4.3 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования

 

4.3.1 В учреждение образования для получения среднего специального образования в дневной форме получения образования принимаются лица, которые имеют общее базовое образование, общее среднее образование; на вечернюю форму получения образования – лица, которые имеют общее среднее образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

 

4.3.2 Условия приема на обучение устанавливаются в соответствии с Правилами приема лиц для получения среднего специального образования.

 

4.4 Требования к формам получения среднего специального образования

 

Обучение по специальности осуществляется в очной (дневной, вечерней) форме получения образования.

 

4.5 Требования к срокам получения среднего специального образования

 

Срок получения среднего специального образования по специальности в дневной форме получения образования составляет: на основе общего базового образования – 3 года 10 месяцев, на основе общего среднего образования – 2 года 10 месяцев.

Срок получения среднего специального образования по специальности в вечерней форме получения образования увеличивается не более чем на год.

 

5 Квалификационная характеристика

 

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

 

Сферой профессиональной деятельности медицинской сестры по специальности являются:

  • организации здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности;
  • другие организации, связанные с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.

 

5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

 

Объектами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:

  • пациент;
  • лечебно-диагностическая, профилактическая и реабилитационная помощь пациенту;
  • нормативные правовые акты, организационно-распорядительная документация, регламентирующая деятельность медицинской сестры;
  • медицинская документация;
  • компьютерные и телекоммуникационные системы, программное обеспечение.

 

5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

 

Медицинская сестра должна быть компетентной в следующих видах профессиональной деятельности:

  • лечебно-диагностической;
  • реабилитационной;
  • медико-профилактической;
  • учетно-отчетной;
  • информационно-просветительной.

 

5.4 Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием

 

Медицинская сестра должна быть компетентной в выполнении следующих профессиональных функций:

  • выполнение лечебных и диагностических манипуляций;
  • обеспечение сестринского ухода в стационарных и домашних условиях;
  • участие в реабилитационной помощи пациентам с хроническими заболеваниями;
  • оценка состояния пациента;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • проведение профилактических прививок;
  • обеспечение инфекционной безопасности;
  • проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни;
  • обучение пациента и его семьи навыкам ухода и самообслуживания, приемам оказания первой помощи;
  • обеспечение гигиены труда на рабочем месте;
  • ведение медицинской документации;
  • обеспечение требований охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.

 

5.5 Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

 

Средствами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:

  • изделия медицинского назначения и расходные материалы;
  • лекарственные средства;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры.

 

6 Требования к уровню подготовки выпускника

 

6.1 Общие требования

Выпускник должен:

  • владеть знаниями и умениями в области социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, использовать информационные технологии на уровне, необходимом для осуществления социальной и профессиональной деятельности;
  • уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;
  • владеть государственными языками (белорусским, русским), иностранным языком на уровне, необходимом для осуществления профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

 

6.2 Требования к психическим и психофизиологическим профессионально значимым свойствам личности

 

Выпускник должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивостью внимания, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью.

 

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

 

Выпускник должен:

  • обладать ответственностью и дисциплинированностью, аккуратностью, добросовестностью, трудолюбием;
  • быть способным к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям;
  • уметь работать в коллективе, решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения;
  • быть способным к совершенствованию профессиональной деятельности, повышению квалификации в течении всей жизни;
  • соблюдать нормы здорового образа жизни.

 

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

лечебно-диагностическая:

  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • обеспечивать сестринский уход;
  • оценивать состояние пациента, оказывать неотложную медицинскую помощь;
  • осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;
  • обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств;
  • использовать изделия медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
  • использовать технические нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
  • соблюдать требования безопасности труда при выполнении лечебных и диагностических процедур;

реабилитационная:

  • контролировать выполнение пациентом режимных моментов, диетотерапии, дозированных физических нагрузок;
  • обучать пациента и родственников вопросам ухода и самоконтроля за течением заболевания;

медико-профилактическая:

  • обеспечивать инфекционную безопасность;
  • планировать и проводить профилактические прививки населению;
  • обеспечивать соблюдение требований по охране труда и пожарной безопасности, охране среды обитания человека;

санитарно-просветительная:

  • проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний;

учетно-отчетная:

  • обеспечивать ведение медицинской документации;
  • использовать технические и электронные средства получения, обработки и передачи информации;
  • рассчитывать и анализировать статистические показатели деятельности структурного подразделения организации здравоохранения.

 

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

 

7.1 Состав образовательной программы

 

Образовательная программа должна включать совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения среднего специального образования, в соответствии с ожидаемыми результатами.

 

7.2 Требования к научно-методическому обеспечению

образовательной программы

 

Для реализации образовательной программы среднего специального образования на основе стандарта разрабатывается учебно-программная документация, включающая типовой учебный план по специальности, типовые учебные программы по учебным дисциплинам и практике.

Порядок организации разработки и утверждения учебно-программной документации установлен Кодексом Республики Беларусь об образовании.

В образовательном процессе используются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные или допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

 

7.3 Требования к содержанию учебно-программной документации

 

7.3.1 Типовой учебный план по специальности разрабатывается на основе настоящего стандарта и устанавливает перечень компонентов, циклов, последовательность изучения учебных дисциплин, количество учебных часов, отводимых на их изучение, формы учебных занятий, виды и сроки прохождения практики, формы и сроки проведения итоговой аттестации, минимальное количество обязательных контрольных работ, экзаменов, дифференцированных зачетов применительно к специальности, а также перечень необходимых кабинетов, лабораторий и иных учебных объектов.

При реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, количество учебных часов, отводимых на учебную и производственную практику, должно составлять не менее 20 процентов от общего количества учебных часов, предусмотренных на профессиональный компонент и компонент «Практика».

7.3.2 Наименование учебных дисциплин общеобразовательного компонента, минимальное количество учебных часов, отводимых на их изучение, теоретические, лабораторные и практические занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь.

7.3.3 Наименование учебных дисциплин профессионального компонента, количество учебных часов, отводимых на их изучение, теоретические, лабораторные и практические занятия, виды и сроки прохождения практики, форма и срок проведения итоговой аттестации, минимальное количество обязательных контрольных работ устанавливаются типовым учебным планом по специальности на основе настоящего стандарта и с учетом требований организаций-заказчиков кадров.

7.3.4 Обязательная учебная нагрузка учащихся в дневной форме получения образования не должна превышать 40 учебных часов в неделю.

7.3.5 Использование учебного времени, установленного стандартом на вариативный компонент, планируется при разработке типового учебного плана по специальности.

7.3.6 Дополнительно к обязательной учебной нагрузке в дневной форме получения образования планируются учебные часы на проведение факультативных занятий и консультаций из расчета 2 учебных часа в неделю на весь период теоретического обучения.

Наименование, содержание факультативных занятий, количество учебных часов на их изучение определяются учреждением образования.

7.3.7 В типовом учебном плане по специальности для получения образования в вечерней форме получения образования не планируются учебные дисциплины «Физическая культура и здоровье», «Допризывная (медицинская) подготовка», факультативные занятия.

В типовом учебном плане по специальности для получения образования в вечерней форме получения образования допускается сокращение количества учебных часов на изучение учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального компонентов не более чем на 30 процентов от количества учебных часов, установленных типовым учебным планом по специальности для получения образования в дневной форме получения образования. Дополнительно к обязательной учебной нагрузке в вечерней форме получения образования планируются учебные часы на проведение консультаций из расчета 4 учебных часа в неделю на учебную группу.

Планируемая продолжительность преддипломной практики в вечерней форме получения образования — 30 календарных дней (4 недели).

 

7.4 Требования к организации образовательного процесса

 

7.4.1 Образовательный процесс при реализации образовательной программы среднего специального образования организуется в учреждении образования по учебным годам. Учебный год делится на семестры, которые завершаются экзаменационными сессиями.

7.4.2 Продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2 экзаменов в неделю и не более 4 экзаменов в сессию.

7.4.3 На итоговую аттестацию отводится 3 недели.

7.4.4 Каникулы для учащихся на протяжении учебного года планируются продолжительностью не менее 2 календарных недель, летние каникулы – не менее 6 календарных недель.

 

  • Требования к срокам реализации образовательной программы

 

Срок получения среднего специального образования в дневной форме получения образования составляет:

  • на основе общего базового образования – не менее 198 недель, из них не менее 133 недель теоретического обучения, не менее 20 недель практики, не менее 7 недель на экзаменационную сессию, 3 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 28 недель каникул, 7 недель резерва;
  • на основе общего среднего образования – не менее 147 недель, из них не менее 90 недель теоретического обучения, не менее 20 недель практики, не менее 6 недель на экзаменационные сессии, 3 недели на проведение итоговой аттестации, не менее 18 недель каникул, 10 недель резерва.

7.6 Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности

 

Таблица Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности

Наименование компонентов, циклов,

учебных дисциплин

Примерное распределение

учебного времени

(учебных часов

для 1, 2, 4, 5 компонентов;

недель для 3, 6 компонентов)

для обучения на основе

общего базового образования

общего среднего образования

1. Общеобразовательный компонент

 

 

1.1. Социально-гуманитарный цикл

726

90

1.2. Естественно-математический цикл

754

 

1.3. Физическая культура и здоровье

342

270

1.4. Допризывная (медицинская) подготовка

86

 

1.5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

22

22

Итого

1930

382

2. Профессиональный компонент

 

 

2.1. Общепрофессиональный цикл

720

720

2.2. Специальный цикл

2138

2138

Итого

2858

2858

Всего

4788

3240

3. Вариативный компонент

7

10

4. Факультативные занятия

266

180

5. Консультации

266

180

6. Компонент «Практика»

20

20

6.1. Учебная

12

12

6.2. Производственная

 

 

6.2.1. Преддипломная

8

8

 

7.7 Требования к компетенциям по компонентам, циклам, областям знаний

 

7.7.1 Общеобразовательный компонент

 

При освоении содержания образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.

 

7.7.2 Профессиональный компонент

 

Изучение учебных дисциплин профессионального компонента типового учебного плана по специальности создает условия для получения общепрофессиональных и специальных компетенций.

 

7.7.2.1 Общепрофессиональный цикл

 

Выпускник должен в области общественного здоровья и здравоохранения:

знать на уровне представления:

  • основные нормативные правовые акты по охране здоровья населения Республики Беларусь;
  • историю развития здравоохранения;
  • основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения;
  • структуру здравоохранения Республики Беларусь;
  • демографическую ситуацию в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • основные принципы организации медицинской помощи населению;
  • основные демографические показатели;
  • основные показатели заболеваемости населения;
  • организационные формы работы учреждений здравоохранения;
  • способы и средства укрепления и сохранения здоровья населения;
  • виды и формы оказания медицинской помощи;

уметь:

  • рассчитывать и анализировать статистические показатели деятельности организации здравоохранения;
  • вычислять и анализировать основные демографические показатели и показатели здоровья населения;
  • заполнять первичную медицинскую учетную и отчетную документацию;
  • проводить информационно-просветительную работу среди населения;
  • проводить работу по формированию здорового образа жизни.

 

Выпускник должен в области медицинской психологии, этики и деонтологии:

знать на уровне представления:

  • цель, основные задачи и методы медицинской психологии;
  • модели, фазы, уровни и способы коммуникации;
  • основы психосоматики;
  • психогигиену, психопрофилактику и психотерапию;
  • значимость социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;

знать на уровне понимания:

  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • структуру личности;
  • функции и средства общения;
  • психологию профессионального общения;
  • пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
  • типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • этические и деонтологические требования в системе взаимодействия «врач – сестра – пациент»;

уметь:

  • оценивать психологическое состояние и определять преобладающий тип поведения пациента;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • оценивать конфликтные ситуации, разрешать стрессовые ситуации и конфликты;
  • применять навыки коммуникативного общения с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

 

Выпускник должен в области анатомии и физиологии:

знать на уровне представления:

  • топографию органов и систем организма;
  • основы регуляции физиологических функций;
  • механизмы адаптации организма к изменяющимся условиям среды обитания человека;

знать на уровне понимания:

  • морфологию клеток, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией;
  • анатомо-физиологические особенности человека в разные возрастные периоды;
  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

уметь:

  • определять и оценивать основные показатели функционального состояния человека;
  • пальпировать и определять положение отдельных органов, костных выступов на теле человека;
  • проецировать на поверхность тела крупные сосуды, находить точки пульсации сосудов;
  • работать с микроскопом с целью изучения строения тканей и органов.

 

Выпускник должен в области патологической анатомии и патологической физиологии:

знать на уровне представления:

  • предмет и задачи патологической анатомии и патологической физиологии;
  • классификацию патологических процессов;
  • основные методы изучения биологического материала;

знать на уровне понимания:

  • этиологию и патогенез патологических процессов;
  • виды, признаки и стадии патологических процессов;
  • морфологические признаки патологических процессов;

уметь

  • проводить микроскопическое исследование препаратов с целью изучения патологических процессов;
  • дифференцировать на макропрепаратах патологические процессы и заболевания.

 

Выпускник должен в области фармакологии:

знать на уровне представления:

  • классификацию основных групп лекарственных средств;
  • механизм действия основных лекарственных средств;

знать на уровне понимания:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
  • фармакотерапевтическое действие лекарственных препаратов на пациента;
  • показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

уметь:

  • читать и оформлять рецепты;
  • прогнозировать действие лекарственных препаратов на организм пациента;

 

Выпускник должен в области латинского языка и медицинской терминологии:

знать на уровне представления:

  • значение латинского языка в развитии медицины;
  • роль латинского языка в анатомической, фармацевтической и клинической терминологии;

знать на уровне понимания:

  • основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
  • основные рецептурные формулировки;

уметь:

  • читать и переводить медицинские термины, названия болезней;
  • оформлять латинскую часть рецепта.

 

Выпускник должен в области гигиены и экологии человека:

знать на уровне представления:

  • историю развития гигиены как науки;
  • роль гигиены в охране здоровья населения;
  • цель и задачи общественной гигиены;
  • основы безопасных условий труда и проживания человека;

знать на уровне понимания:

  • влияние основных факторов среды обитания на здоровье человека;
  • основные показатели гигиенической характеристики воздушной среды, воды и источников водоснабжения, почвы, населенных мест и жилища, основных пищевых продуктов;
  • гигиенические требования к детским образовательным учреждениям, организации образовательного процесса;
  • влияние источников искусственного облучения на организм человека, принципы радиационной безопасности населения;
  • вредные производственные факторы, приводящие к развитию профессиональных заболеваний, меры профилактики;

уметь:

  • выявлять факторы санитарно-гигиенических рисков;
  • давать гигиеническую оценку режиму дня, организации образовательного процесса и физического воспитания детей и подростков;
  • проводить санитарно-просветительную работу по соблюдению личной и общественной гигиены, вести пропаганду здорового образа жизни.

 

Выпускник должен в области основ микробиологии, вирусологии, иммунологии:

знать на уровне представления:

  • роль и свойства микроорганизмов, их распространение, влияние на здоровье человека;
  • сущность и роль иммунитета, иммунные нарушения в организме;
  • общие закономерности возникновения и развития бактериальной и вирусной инфекции;

знать на уровне понимания:

  • требования и порядок организации работы в бактериологической лаборатории;
  • методы микробиологических исследований;
  • основные дезинфектанты и антисептики;

уметь:

  • проводить забор биологического материала для исследований;
  • готовить мазки препаратов, фиксировать их и применять основные окраски;
  • производить посев материала на питательные среды;
  • обеззараживать рабочее место, инструментарий и руки после работы с инфицированным материалом.

 

Выпускник должен в области основ медицинской генетики:

знать на уровне представления:

  • историю развития медицинской генетики как науки;
  • предмет и задачи медицинской генетики;
  • биохимические и цитологические основы наследственности;

знать на уровне понимания:

  • закономерности наследования признаков;
  • причины возникновения основных наследственных заболеваний;
  • характерные признаки основных наследственных заболеваний;
  • методы пренатальной диагностики врожденных пороков развития и наследственных болезней у детей;
  • цели, задачи и этапы медико-генетического консультирования;

уметь:

  • решать задачи по различным типам наследования;
  • определять типы наследственной патологии по клинической картине заболевания;
  • составлять и анализировать родословную.

 

Выпускник должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения:

  • знать на уровне представления:
  • нормативные правовые акты, регламентирующие охрану окружающей среды и энергосбережение;
  • экологические проблемы, проблемы энергосбережения в Республике Беларусь;
  • классификацию природных ресурсов и перспективы их использования;
  • источники загрязнения среды обитания человека;
  • основы экологического мониторинга;

знать на уровне понимания:

  • основные принципы государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения;
  • основные показатели качества окружающей среды;
  • пути рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов;
  • методы защиты окружающей среды;
  • основные принципы оценки экологической безопасности производства;
  • энергосберегающие технологии в здравоохранении;
  • нормирование выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

уметь:

  • выполнять энергосберегающие мероприятия;
  • использовать приборы регулирования расхода и учета электрической и тепловой энергии, воды, газа;
  • прогнозировать последствия антропогенного воздействия на организм человека и окружающую среду.

 

Выпускник должен в области основ охраны труда:

знать на уровне представления:

  • правовую и нормативную основу деятельности по охране труда;
  • организацию работы по охране труда в структурном подразделении организации;
  • основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;
  • производственные пожароопасные вещества и материалы, их характеристики;

знать на уровне понимания:

– влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты от них;

– организацию и виды обучения работников безопасным условиям труда;

– источники и причины травматизма и профессиональных заболеваний;

– способы обеспечения электробезопасности и средства защиты человека от поражения электрическим током;

– требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам;

уметь:                                             

– обеспечивать выполнение правил и норм охраны труда на рабочем месте;

– применять безопасные приемы и методы работы;

– пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных факторов;

– оказывать первую помощь пострадавшим;

– пользоваться средствами пожаротушения.

 

7.7.2.2 Специальный цикл

Выпускник должен в области сестринского дела и манипуляционной техники:

знать на уровне представления:

  • структуру и организацию медицинской помощи населению;
  • историю развития сестринского дела;
  • роль и функции медицинской сестры в оказании медицинской помощи населению;
  • нормативные правовые акты, регулирующие деятельность медицинской сестры;

знать на уровне понимания:

  • методику, технику и подготовку пациента к проведению лечебных и диагностических манипуляций;
  • показания и противопоказания к лечебным и диагностическим манипуляциям;
  • организацию сестринского ухода за пациентами;
  • правила заполнения и ведения медицинской документации;
  • санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения;
  • требования к безопасности рабочего места медицинской сестры;
  • этику и деонтологию в профессиональной деятельности медицинской сестры, правовую ответственность медицинского работника;

уметь:

  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • осуществлять медицинское наблюдение и уход за пациентами;
  • подготовить пациента к лабораторным, функциональным и инструментальным методам исследования;
  • вести медицинскую документацию.

 

Выпускник должен в области пропедевтики внутренних болезней:

знать на уровне представления:

  • историю развития учения о болезнях, задачи пропедевтики внутренних болезней;
  • международную классификацию болезней;
  • методы клинических исследований, применяемых для диагностики заболеваний внутренних органов;

знать на уровне понимания:

  • функциональные показатели жизнедеятельности организма и их изменения при болезни;
  • физикальные методы обследования пациента;
  • изменения физикальных данных при различных заболеваниях;
  • лабораторные, инструментальные и сложнотехнологические методы исследований, применяемые при заболеваниях внутренних органов;
  • основные клинические синдромы заболеваний внутренних органов;
  • принципы лечения заболеваний внутренних органов;

уметь:

  • провести субъективное обследование пациента;
  • провести объективное обследование пациента с применением осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации;
  • выявить патологические изменения в организме, характерные для наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в терапии:

знать на уровне представления:

  • организацию терапевтической помощи пациентам с заболеваниями внутренних органов;
  • достижения и перспективы развития терапии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры терапевтических отделений;
  • этиологию, патогенез, клинические проявления и осложнения основных заболеваний внутренних органов;
  • принципы лечения и профилактики основных заболеваний внутренних органов;
  • основные методы обследования пациента;

уметь:

  • выявлять симптомы основных болезней органов кровообращения, дыхания, мочевыделения, печени и желчевыводящих путей, эндокринной системы, системы крови;
  • оценивать общее состояние пациента;
  • осуществлять медицинское наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями внутренних органов;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь;
  • подготовить пациента к лабораторным, функциональным и инструментальным методам исследования;
  • осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;
  • обучать пациента и его семью принципам организации лечебного питания;
  • вести медицинскую документацию;
  • проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний внутренних органов.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в педиатрии:

знать на уровне представления:

  • организацию медицинского обслуживания детского населения;
  • цели и задачи педиатрии;
  • достижения современной медицины в области педиатрии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры детской больницы, детской поликлиники, дома ребенка, детского санатория, диспансера, учреждения образования;
  • особенности санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима отделений новорожденных и грудных детей;
  • периоды детского возраста;
  • анатомо-физиологические особенности детского организма, закономерности физического и нервно-психического развития ребенка в различные возрастные периоды;
  • этиологию, клинические проявления и осложнения основных заболеваний у детей;
  • принципы лечения и профилактики основных заболеваний у детей;
  • особенности ухода за новорожденным ребенком;
  • особенности выполнения лечебных и диагностических манипуляций детям;
  • национальный календарь профилактических прививок, иммунобиологические лекарственные средства, побочные реакции и сроки их появлений;

уметь:

  • организовывать и контролировать рациональное вскармливание детей первого года жизни;
  • оценивать физическое и нервно-психическое развитие ребенка;
  • планировать и осуществлять сестринский уход за детьми;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции детям;
  • планировать и выполнять профилактические прививки;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни ребенка;
  • обучать родителей основным мероприятиям по профилактике заболеваний.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в хирургии и травматологии:

знать на уровне представления:

  • структуру и организацию хирургической и травматологической помощи населению;
  • достижения современной хирургии и травматологии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры хирургических отделений;
  • особенности работы хирургического отделения (кабинета), операционного блока, травматологического пункта;
  • этиология, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения хирургических заболеваний и травм;
  • основные методы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм;
  • принципы оказания неотложной медицинской помощи пациентам с хирургическими заболеваниями и травмами;
  • основные методы диагностики и принципы подготовки пациента с хирургическими заболеваниями и травмами к различным видам диагностических исследований;
  • организацию сестринского ухода за пациентами с хирургическими заболеваниями и травмами;
  • санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим хирургического отделения (кабинета), операционного блока, травматологического пункта;

уметь:

  • осуществлять медицинское наблюдение и сестринский уход за пациентами с хирургическими заболеваниями и травмами;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оценить состояние пациента с хирургическими заболеваниями и травмами;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при хирургических заболеваниях и травмах;
  • осуществлять профилактику внутрибольничных инфекций.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии:

знать на уровне представления:

  • организацию акушерско-гинекологической помощи;
  • достижения и перспективы развития акушерства и гинекологии;
  • нормативные правовые акты по оказанию акушерско-гинекологической помощи;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры родильных домов (отделений), гинекологических отделений, женских консультаций;
  • методики обследования беременных, рожениц, родильниц и пациенток с гинекологическими заболеваниями;
  • физиологическое и патологическое течение беременности;
  • психопрофилактическую подготовку к родам;
  • физиологическое течение родов и послеродового периода;
  • факторы риска, клинические проявления, осложнения, реабилитацию и профилактику гинекологических заболеваний;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за беременными, роженицами, родильницами, пациентками с гинекологическими заболеваниями;
  • подготовить беременную, роженицу, родильницу, пациентку с гинекологическими заболеваниями к диагностическим манипуляциям;
  • принимать физиологические роды;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при острых акушерских и гинекологических состояниях;
  • выполнять основные виды акушерско-гинекологических исследований;
  • проводить санитарно-просветительную работу по охране репродуктивного здоровья, планированию семьи, пропаганде здорового образа жизни;
  • вести медицинскую документацию.

 

Выпускник должен в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях:

знать на уровне представления:

  • историю развития учения об инфекционных заболеваниях;
  • организацию медицинской помощи при инфекционных заболеваниях;
  • основные нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оказанию помощи пациентам с инфекционными заболеваниями;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры инфекционных больниц (отделений);
  • этиологию, эпидемиологию, патогенез, основные клинические проявления, методы лабораторной и инструментальной диагностики инфекционных заболеваний;
  • принципы лечения и ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями;
  • мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний;
  • противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
  • основные принципы оказания неотложной медицинской помощи при инфекционных заболеваниях;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами при инфекционных заболеваниях;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь;
  • вести медицинскую документацию;
  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике инфекционных заболеваний.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в неврологии:

знать на уровне представления:

  • организацию медицинской помощи пациентам с неврологическими заболеваниями;
  • нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оказанию медицинской помощи пациентам с неврологическими заболеваниями;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры неврологических отделений;
  • этиологию, клинические проявления, методы диагностики и осложнения заболеваний и повреждений нервной системы;
  • основные принципы лечения и профилактики заболеваний и повреждений нервной системы;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции пациентам с неврологическими заболеваниями;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь.

Выпускник должен в области сестринского дела в психиатрии и наркологии:

знать на уровне представления:

  • организацию психиатрической и наркологической помощи населению;
  • этические и юридические аспекты оказания психиатрической и наркологической помощи;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры психиатрических и наркологических отделений;
  • этиологию, клинические проявления основных психических и наркологических заболеваний, принципы их диагностики, лечения и их профилактики;
  • основы медицинской реабилитации пациентов с психическими и наркологическими заболеваниями;
  • особенности ухода за пациентами, страдающими психическими и поведенческими расстройствами;

уметь:

  • осуществлять наблюдение и уход за пациентами с психическими и наркологическими заболеваниями;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при психических расстройствах;
  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике алкоголизма и наркозависимости.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в дерматовенерологии:

знать на уровне представления:

  • цели, задачи, история развития дерматовенерологии;
  • особенности организации помощи пациентам с кожными и венерическими заболеваниями, инфекциями, передаваемыми половым путем;
  • основные нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оказанию медицинской помощи пациентам с заразными кожными и венерическими заболеваниями;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры кожно-венерологического диспансера;
  • этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики кожных заболеваний;
  • группы риска, этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики венерических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем;
  • требования санитарно-эпидемиологического режима при работе с пациентами с кожными и венерическими заболеваниями;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами с кожными и венерическими заболеваниями;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике кожных заболеваний, венерических заболеваний и инфекций, передаваемых половым путем.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в офтальмологии:

знать на уровне представления:

  • достижения современной офтальмологии;
  • организацию медицинской помощи при заболеваниях и травмах органа зрения;

знать на уровне понимания:

  • особенности работы офтальмологических отделений;
  • обязанности медицинской сестры офтальмологического отделения;
  • основные симптомы и синдромы наиболее распространенных глазных заболеваний;
  • принципы оказания неотложной медицинской помощи в офтальмологии;
  • принципы лечения и профилактики заболеваний и травм органа зрения;
  • основные методы диагностики заболеваний органа зрения;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами с заболеваниями и травмами органа зрения;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь пациентам при травмах органа зрения.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в оториноларингологии:

знать на уровне представления:

  • достижения современной оториноларингологии;
  • организацию медицинской помощи при заболеваниях и травмах уха, горла, носа;

знать на уровне понимания:

  • особенности работы оториноларингологических отделений;
  • обязанности медицинской сестры оториноларингологического отделения;
  • основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний уха, горла, носа;
  • принципы оказания неотложной медицинской помощи в оториноларингологии;
  • принципы лечения и профилактики заболеваний и травм уха, горла, носа;
  • основные методы диагностики заболеваний уха, горла, носа;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами с заболеваниями и травмами уха, горла и носа;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при травмах уха, горла, носа.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в стоматологии:

знать на уровне представления:

  • достижения современной стоматологии;
  • организацию медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;
  • основные методы лечения стоматологических заболеваний, основы протезирования;

знать на уровне понимания:

  • особенности работы стоматологических поликлиник (кабинетов);
  • обязанности медицинской сестры стоматологической поликлиники (кабинета);
  • этиологию, клинику и принципы лечения основных стоматологических заболеваний;
  • основные и дополнительные средства и методы гигиены полости рта;

уметь:

  • применять основные и дополнительные средства гигиены полости рта;
  • мотивировать пациентов к профилактике стоматологических заболеваний.

 

Выпускник должен в области сестринского дела в гериатрии:

знать на уровне представления:

  • достижения современной гериатрии;
  • возрастные изменения, происходящие в организме человека;
  • деонтологические особенности и медико-социальные взаимоотношения в обслуживании людей пожилого и старческого возраста;

знать на уровне понимания:

  • особенности клинического течения заболеваний пациентов в пожилом и старческом возрасте;
  • принципы лечения и профилактики заболеваний пациентов в пожилом и старческом возрасте;
  • особенности рационального питания людей в пожилом возрасте;

уметь:

  • применять навыки коммуникативного общения с гериатрическими пациентами с учетом этических аспектов;
  • организовывать и осуществлять сестринский уход за пациентами в стационарных и домашних условиях.

 

Выпускник должен в области сестринского дела во фтизиатрии:

знать на уровне представления:

  • организацию фтизиатрической помощи пациентам;
  • современные проблемы фтизиатрии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге туберкулезной инфекции;
  • специфическую, санитарную, социальную профилактику и химиопрофилактику туберкулеза;
  • меры предупреждения профессионального заражения туберкулезом;
  • уметь:
  • осуществлять уход за пациентами больными туберкулезом;
  • осуществлять комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге туберкулезной инфекции;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике туберкулеза.

 

Выпускник должен в области основ общей онкологии:

знать на уровне представления:

  • организацию медицинской помощи при онкологических заболеваниях;
  • структуру онкологической заболеваемости;
  • достижения современной онкологии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры онкологического диспансера, онкологического отделения;
  • основные симптомы наиболее распространенных онкологических заболеваний;
  • основные методы диагностики онкологических заболеваний;
  • принципы лечения и профилактики онкологических заболеваний;
  • особенности этики и деонтологии при оказании медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями;

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентами с онкологическими заболеваниями;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике онкологических заболеваний.

 

Выпускник должен в области клинической фармакологии:

знать на уровне представления:

  • историю развития фармакологии;
  • основные положения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств;

знать на уровне понимания:

  • классификацию лекарственных средств;
  • фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств;
  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств в организм, виды их действия и взаимодействия;
  • побочное и токсическое действие лекарственных средств;
  • правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств;

уметь:

  • оформлять рецепт;
  • прогнозировать действие и взаимодействие лекарственных средств на пациента;
  • обосновывать принципы действия лекарственных средств при оказании неотложной медицинской помощи;
  • сочетать лекарственные препараты, исходя из их фармакодина-мических и фармакокинетических свойств.

 

Выпускник должен в области реаниматологии и анестезиологии:

знать на уровне представления:

  • организацию реанимационной помощи пациентам;
  • достижения современной реаниматологии и анестезиологии;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры отделения реанимации и операционного блока;
  • деонтологические и этические особенности при оказании медицинской помощи в отделениях реанимации;
  • основные физикальные признаки угрожающих состояний;
  • принципы проведения реанимационных мероприятий;
  • принципы анестезии при различных хирургических вмешательствах;

уметь:

  • провести первичную сердечно-легочную реанимацию;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • подготовить медицинское оборудование к искусственной вентиляции легких, проведению наркоза;
  • осуществлять подготовку пациента к наркозу;
  • осуществлять уход за пациентом в постнаркозном и раннем послеоперационном периодах.

 

Выпускник должен в области реабилитации, физиотерапии, массажа и лечебной физкультуры:

знать на уровне представления:

  • виды, формы и методы медицинской реабилитации;
  • принципы организации работы физиотерапевтического отделения;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры физиотерапевтического отделения;
  • физиологические основы воздействия лечебных физических факторов, массажа и лечебной физкультуры на организм;
  • показания и противопоказания к различным видам физиотерапевтического лечения, другим методам реабилитации;
  • правила проведения физиотерапевтических процедур;
  • роль физиотерапии в медицинской реабилитации;
  • принципы работы физиотерапевтических аппаратов;
  • охрану труда при работе с физиотерапевтической аппаратурой;
  • основы организации санаторно-курортного лечения;

уметь:

  • проводить основные комплексы лечебной физкультуры;
  • выполнять основные приемы массажа.

 

Выпускник должен в области первичной медицинской помощи:

знать на уровне представления:

  • цель и задачи оказания первичной медицинской помощи;
  • организацию первичной медицинской помощи населению;

знать на уровне понимания:

  • принципы оказания скорой (неотложной) медицинской помощи;
  • структурные подразделения поликлиники, их задачи;
  • медицинскую документацию поликлиники;
  • участковый принцип обслуживания населения;
  • организацию работы и обязанности участковой медицинской сестры по оказанию первичной медицинской помощи;
  • динамическое наблюдение за населением в условиях поликлиники;
  • организацию диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями;
  • функции и задачи кабинета доврачебного приема;

уметь:

  • организовать и вести совместно с врачом амбулаторный прием;
  • осуществлять уход за пациентом в домашних условиях;
  • выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях;
  • проводить профилактические осмотры населения;
  • проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

 

Выпускник должен в области основ паллиативной помощи:

знать на уровне представления:

  • задачи и структуру паллиативной помощи;
  • организацию паллиативной помощи;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры, оказывающей паллиативную помощь;
  • принципы ухода за тяжелобольными пациентами;
  • деонтологические и этические особенности при оказании медицинской помощи тяжелобольным пациентам;

уметь:

  • осуществлять уход за пациентами, нуждающимся в паллиативной помощи;
  • оказывать психологическую помощь пациенту и близким родственникам.

 

Выпускник должен в области информационных технологий:

знать на уровне представления:

  • тенденции развития информационных технологий;
  • области применения компьютерных информационных технологий в здравоохранении;
  • компьютерные сети и сетевые технологии;
  • роль персонального компьютера в методах медицинской диагностики и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  • программное и аппаратное обеспечение персонального компьютера;

знать на уровне понимания:

  • основные приемы работы на персональном компьютере;
  • требования безопасности труда при работе на персональном компьютере;
  • классификацию программных средств профессионального назначения;
  • возможности использования текстовых редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных;
  • состав, аппаратные и программные средства мультимедиа;
  • основы обработки информации в современных компьютерных средах;
  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

  • создавать и редактировать структуры текстового документа, разбивать документ на разделы, вставлять названия, формировать и обновлять оглавление и список иллюстраций;
  • использовать электронные таблицы для выполнения расчетов и применять встроенные функции для анализа медико-биологических данных;
  • использовать системы управления базами данных для накопления, хранения, передачи и поиска информации в локальных компьютерных сетях и в сети Интернет;
  • использовать программные средства мультимедиа для подготовки и оформления презентационных документов.

 

 

7.8 Требования к содержанию и организации практики

 

7.8.1 Практика направлена на закрепление теоретических знаний и умений и обеспечение профессиональной компетентности выпускника в соответствии с квалификацией.

Практика подразделяется на учебную и производственную.

Практика является частью образовательного процесса и может проводиться в организациях здравоохранения и иных объектах по профилю подготовки специалистов.

7.8.2 Учебная практика:

  • по освоению первичных профессиональных умений и навыков по сестринскому делу и манипуляционной технике;
  • по закреплению практических умений и навыков по сестринскому делу в терапии, педиатрии, хирургии;
  • поликлиническая.

7.8.3 Производственная (преддипломная) практика направлена на формирование профессиональной компетентности учащегося и на его подготовку к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

7.8.4 Порядок организации учебной и производственной практики
определяется положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

 

8 Требования к организации воспитательной работы

 

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.

Воспитательная работа направлена на:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
  • подготовку к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для социализации и саморазвития личности учащегося.

Направлениями воспитательной работы являются гражданское, патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, гендерное, семейное, экологическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, культуры самопознания и саморегуляции личности, культуры безопасной жизнедеятельности, культуры быта и досуга.

Выпускник должен проявлять:

  • ответственность в выполнении основных социальных ролей (граж­данин, патриот, трудящийся, семьянин);
  • чувство долга и активную жизненную позицию;
  • общественно-политическую активность на основе принципов демо­кратии, справедливости, консолидации, социальной ответственности.

У выпускника должны быть сформированы ценностное отношение к государству и обществу, чувство патриотизма, национальное самосознание, правовая и информационная культура.

 

9 Требования к итоговой аттестации учащихся

               

9.1 Итоговая аттестация проводится при завершении освоения учащимися содержания образовательной программы среднего специального образования с целью определения соответствия их компетентности требованиям настоящего стандарта.

9.2 Итоговая аттестация проводится в форме государственных экзаменов по учебным дисциплинам.

9.3 Порядок проведения итоговой аттестации учащихся определяется правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования.

9.4 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация «Медицинская сестра» и выдается диплом о среднем специальном образовании.

 

10 Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы

 

10.1 Требования к кадровому обеспечению

 

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам учреждения образования определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

10.2 Требования к материально-техническому обеспечению

 

Материально-техническая база учреждения образования должна соответствовать действующим нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам.

 

Приложение А

(информационное)

 

Библиография

 

[1]  О здравоохранении. Закон Республики Беларусь от 18 мая 1993 г. в редакции Закона от 20 июня 2008 г. №363-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460.

[2]  Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.02.2011. № 13, 2/1795.

 

 

Руководители разработки образовательного стандарта

 

 

Ректор учреждения образования

«Республиканский институт

профессионального образования»                   ____________________     А.Х. Шкляр

подпись, дата            

                                                                                М.П.

 

 

Директор государственного учреждения

«Республиканский методический центр по

высшему и среднему медицинскому и

фармацевтическому образованию»                    _____________________   О.М. Жерко

                                                                                                           подпись, дата        

                                                                                                                              М.П.

 

 

Руководитель коллектива

разработчиков                                                        _____________________         А.Н.Дубинецкая                                                                                                                      подпись, дата                         

 

Председатель бюро

учебно-методического объединения

в сфере среднего специального образования
на республиканском уровне по

специальностям в области здравоохранения ______________________       И.И. Бураков                                                                                             подпись, дата