«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти»
Л.Н.Толстой
3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко о людях судят по тому, как они умеют говорить, какими являются собеседниками.
Ненормативная лексика – это лексика, не нормированная в литературном языке. Такая лексика — моветон, но практически каждый хотя бы раз в жизни использовал в речи крепкое словцо, которое порой способно выразить всю гамму чувств, бушующих внутри. Одно дело случайно использовать такое слово при выражении эмоций, и совсем другое – употреблять их постоянно в разных коммуникативных ситуациях.
К ненормативной лексике относят не только нецензурные слова, но и жаргонизмы, просторечия, сленговые выражения. Те или иные выражения, которые характерны для определённых социальных групп, выделяемых по возрасту, профессиональной принадлежности, роду деятельности или хобби, нередко становятся частью повседневного общения.
Проблемой современного общества становится и употребление матерных выражений подростками, которые буквально «сыплют» им в разговоре со сверстниками. Для них – это неоправданная попытка казаться старше, увереннее, сильнее.
Искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. В первую очередь требуется внутренний самоконтроль, желание выразить чувства или своё отношение к окружающей действительности иначе.
Накануне дня борьбы с ненормативной лексикой в колледже прошла акция «БГМК за чистоту речи!». Каждый желающий мог принять участие в выполнении речевых заданий: подобрать фразеологизмы, найти слова для описания выбранных медицинских профессий, не использовать слова-паразиты. В этот день участники проведения акции – учащиеся учебной группы СД-112 обратили внимание на важность культуры речи, которая заключается в стремлении к пополнению словарного запаса, умению слушать и понимать, подбирать нужные слова в конкретной ситуации.
Педагог социальный,
Н.И.Кухарева