Междисциплинарная интеграция в образовательном процессе как путь повышения качества подготовки высококвалифицированного специалиста

 

Интеграция учебного процесса – один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения. Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Таким образом, при проведении учебных занятий по любой из учебных дисциплин необходимо проводить связь с теми дисциплинами, которые уже изучены учащимися либо еще будут изучаться.

Междисциплинарные связи – это согласованность содержания образовательных программ учебных дисциплин. Наличие таких связей на занятиях позволяет усилить преемственность в обучении, приобрести учащимся глубокие знания и рас­ширить область их применения.

Использование междисциплинарных связей продемонстрировали в рамках открытого теоретического занятия по учебной дисциплине «Хирургия и основы травматологии» по теме «Осложнения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки» преподаватели Асанович Ирина Петровна и Полоско Ирина Витальевна. На занятии использовался прием интегрированного изложения учебного материала. Преподаватели сочетали новый материал по учебной дисциплине «Хирургия с основами травматологии» и уже известный ранее, но более углубленный, материал по учебной дисциплине «Анатомия и физиология».

Такой подход позволил поддерживать познавательный интерес у учащихся на протяжении всего занятия, возобновить в их памяти знания об анатомо-физиологических особенностях органов прежде, чем изучать патологические процессы в них, что дало возможность учащимся самостоятельно определять причинно-следственные связи между расположением и строением органа и симптомами осложнений язвенной болезни желудка и ДПК. Заключительная рефлексия показала, что учащимся понравился такой формат проведения занятия.

Положительный эффект от интеграции наблюдается не только для учащихся, но и для преподавателей. Так, вникнув в программный материал дисциплин специального цикла, преподаватель анатомии и физиологии может на своих занятиях делать акценты на более необходимой информации для последующего обучения учащихся.

Применение междисциплинарных связей в обучении и проведение интегрированных учебных занятий способствует подготовке специалиста высо­кой квалификации и позволит будущим медицинским работникам эффективно решать профессиональные вопросы, возникающие в реальной деятельности.

И.В. Полоско, преподаватель

Author Info

BGMK