Положительный педагогический опыт в учреждении образования «Брестский государственный медицинский колледж»
2016 год
Княгинина Галина Викторовна, преподаватель учебных дисциплин «Дерматовенерология», «Сестринское дело в дерматовенерологии»; первая квалификационная категория
Тема обобщенного педагогического опыта «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как фактор формирования компетентного специалиста»
Форма обобщения опыта – творческий отчет, создание методического пособия «Организация
учебно-исследовательской деятельности учащихся»
Важное место в формировании компетентного специалиста занимает развитие его творческого потенциала. Поэтому развитие учебно-исследовательских и творческих способностей учащихся позволяет выполнить требования к уровню подготовки выпускника, прописанные в образовательных стандартах специальностей.
Положительным педагогическим опытом Княгининой Г.В. является система работы преподавателя по обеспечению педагогических условий развития творческих способностей учащихся (целеполагающее планирование) и организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках кружковой работы.
Мотивировкой опыта является стратегия преподавателя Княгининой Г.В.по формированию у учащихся потребности в постоянном самообразовании и совершенствовании. Преподаватель проводит анализ учебных планов и программ с целью выявления возможности использования элементов исследовательской деятельности учащихся в условиях преподавания учебных дисциплин «Дерматовенерология», «Сестринское дело в дерматовенерологии» или проведения внеаудиторной работы. Мотивация и исследовательская компетентность самого педагога являются примером для учащихся и стимулируют их интерес к творчеству.
Галина Викторовна считает, что учебно-исследовательская работа учащихся способствует развитию познавательных интересов и мотивации учащихся к обучению, ориентирует на будущую профессию, желание самоутвердится как личность. Поэтому целью учебно-исследовательской деятельности учащихся является углубление теоретических знаний по учебных дисциплинах «Дерматовенерология», «Сестринское дело в дерматовенерологии», развитие практических навыков ведения теоретической и экспериментальной работы, социализация учащихся при проведении и представлении работ.
Учебно-исследовательская работа проводилась на базе УЗ «Брестский областной кожно-венерологический диспансер». Учащиеся имели возможность анализировать стационарные и амбулаторные карты пациентов, разрабатывать анкеты для пациентов, проводить их опрос в начале и в конце курса лечения.
Результативность опыта прослеживалась в течение последних пяти лет. Учебно-исследовательская работа «Первые результаты работы школы больного микозом стоп» учащихся Соловей Е., Семенюк А., написанная под руководством Княгининой Г.В., в мае 2010 года была представлена на республиканском конкурсе учебно-исследовательских работ учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального медицинского (фармацевтического) образования, в г. Гомеле, по итогам которого награждена дипломом за третье место.
Ежегодно представляются УИР, подготовленные под руководством Княгининой Г.В., на Дне науки в колледже и на республиканских научно-практических конференциях «УСПЕШЕН ТОТ, КТО ТВОРИТ» исследовательских и конструкторских работ учащихся и преподавателей учреждений среднего специального образования в г. Бресте.
Галина Викторовна награждена Почетной грамотой Управления здравоохранения Брестского облисполкома.
Опыт работы цикловой комиссии специальных дисциплин терапевтического цикла
Тема обобщенного педагогического опыта «Планирование работы ЦК как фактор качественной подготовки учащихся по специальным дисциплинам терапевтического цикла»
Форма обобщения опыта – творческий отчет на педагогическом совете
Планирование работы цикловой комиссии в современных условиях является инструментом повышения качества образования, источником решения педагогических проблем. Носителями опыта являются преподаватели цикловой комиссии специальных дисциплин терапевтического цикла: И.А. Мокейчик, председатель цикловой комиссии специальных дисциплин терапевтического цикла, преподаватель высшей квалификационной категории; Н.Н. Машунина, М.Г. Ладодик, преподаватели 1 квалификационной категории; Т.В. Артющенко, В.В. Крестогорский, И.Т. Качанюк, преподаватели 2 квалификационной категории. Мотивировкой опыта стал всесторонний анализ качества успеваемости учащихся по учебным дисциплинам цикловой комиссии; находки педагогов комиссии в процессе работы над методической темой; поиск путей совершенствования образовательного процесса.
Данный опыт исходит из научных положений о комплексном подходе к образовательному процессу, о научной организации труда, о развивающем обучении, идеи педагогического сотрудничества. Обоснованием необходимости обобщения педагогического опыта (опираясь на результаты мониторинга) является его рациональность, приемлемость применения на практике.
Ведущая идея опыта – качественная профессиональная подготовка учащихся по специальным дисциплинам терапевтического цикла посредством рационального планирования работы цикловой комиссии.
В ходе работы по изучению положительного педагогического опыта выявилась системность и направленность в планировании работы ЦК, влияющая на стабильные качественные результаты образовательного процесса. Такого результата в своей деятельности преподаватели цикловой комиссии достигают за счет планирования эффективных мероприятий по созданию и применению современных дидактических материалов, повышение мотивации учебной и внеаудиторной работы учащихся за счет методов активного обучения, повышение профессионального потенциала преподавателей.
Опыт отличается актуальностью решаемых педагогических задач. Возможности (условия) применения предложенного опыта широки. Он рассчитан на всех учащихся, педагога любой квалификации, сочетается с учебными планами, программами и образовательными стандартами специальностей и не требует специальной материальной и технической базы. Высокий уровень обученности учащихся и получение стабильно высоких результатов подтверждают результаты итоговой аттестации за последние три года. Продуманная организация образовательного процесса в преподавании специальных дисциплин терапевтического цикла повышает целенаправленность и целостность обучения специальным дисциплинам терапевтического цикла, его эффективность, развивает познавательную самостоятельность учащихся, превращая их из пассивных субъектов восприятия информации в активных участников учебного процесса. При использовании данного педагогического опыта существует возможность достижения высоких результатов при изучении других учебных дисциплин и в других учреждениях образования. Отчасти опыт представлялся в процессе обобщения на заседании педагогического совета колледжа в докладе председателя ЦК Мокейчик И.А. «Планирование работы ЦК с целью формирования профессиональной компетенции будущих специалистов». Кроме того, Мокейчик И.А. участвовала в областном семинаре директоров Брестской области, на котором были представлены материалы по формированию коммуникативной деятельности учащихся по учебным дисциплинам. С целью дальнейшего распространения опыта подготовлены рекомендации по его использованию в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике с практическими приложениями, CD – диски: разработки занятий, внеаудиторных мероприятий, тестовые, диагностические материалы и т.д.). Планируется выступления преподавателей по обмену опытом на заседаниях ШППО, совместных заседаниях цикловых комиссий, проведение мастер-классов. Возможно распространение опыта в массовой практике – планируется статья в журнал «Медицинские знания» в рубрику «Трибуна педагога».
2015 год
Кулешова Елена Ивановна, преподаватель учебных дисциплин нервные болезни, сестринское дело в неврологии, психические болезни с наркологией, сестринское дело в психиатрии и наркологии; высшая квалификационная категория
Тема обобщенного педагогического опыта «Практико-ориентированные технологии в преподавании учебных дисциплин нервные болезни, сестринское дело в неврологии, психические болезни с наркологией, сестринское дело в психиатрии и наркологии».
Форма обобщения опыта – открытые занятия с применением современных педагогических технологий, выступления на заседаниях ШППО, педсовете, республиканской конференции «Успешен тот, кто творит», создание методических пособий по учебным дисциплинам, творческий отчет.
Опытом Кулешовой Е.И. является система работы преподавателя по использованию практико-ориентированных педагогических технологий на теоретических и практических занятиях. Елена Ивановна имеет высокий уровень педагогического мастерства, владеет системным подходом к проектированию учебного процесса от цели к результату, имеет четкое представление о месте и роли преподаваемой учебной дисциплины в образовательном процессе. У преподавателя имеется высокая степень убежденности в действенности своих методов обучения, системы мер активизации учения. Елена Ивановна тщательно подходит к планированию программного материала, подготовке и проведению учебных занятий. Владеет набором средств и приемов, повышающих эффективность каждого занятия. Проводит внеаудиторные мероприятия, содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся.
2014 год
Наумчик Татьяна Евгеньевна, преподаватель учебной дисциплины «Информационные технологии»; первая квалификационная категория.
Тема обобщенного педагогического опыта «Осуществление междисциплинарных связей в процессе преподавания информационных технологий»
Форма обобщения опыта – презентация опыта на областном и республиканском семинарах, создание электронного учебного пособия, творческий отчет на заседании педагогического совета
Опытом Наумчик Т.Е. является система работы преподавателя по образовательной проблеме. Она была запланирована как методическая тема по самообразованию, актуальная для преподавателя, учащихся и их профессионального становления. Татьяна Евгеньевна считает, что междисциплинарные связи побуждают преподавателя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими преподавателями. При использовании данного педагогического опыта существует возможность достижения высоких результатов при изучении других учебных дисциплин. Татьяна Евгеньевна создала УМК в электронном виде, где представлены все структурные элементы, тщательно подходит к подготовке и проведению учебных занятий. Охотно, на высоком методическом уровне проводит открытые занятия для коллег. Является одним из авторов типовой учебной программы по информационным технологиям. Проводит целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении. Формы распространения опыта: консультации преподавателям, участие в проведении обучающего семинара по ЭСО. Но самая лучшая форма его распространения – электронный учебник, используемый в учебном процессе.
Наумчик Татьяна Евгеньевна награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Республики Беларусь за многолетнюю добросовестную работу и достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения в 2012 году.
Игнатюк В.В, методист