Методические рекомендации - Особенности применения лекарственных средств
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский государственный медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМИНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
для учащихся специальностей
2 – 79 01 31 «Сестринское дело»
2 – 79 01 01 «Лечебное дело»
Медведская Л.С., преподаватель
Брест
Рассмотрено и рекомендовано к применению
на заседании цикловой комиссии
специальных дисциплин терапевтического цикла
07.02.2017, протокол № 7
Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории
Медведская Л.С.
В методических рекомендациях содержится информация об особенностях применения некоторых лекарственных средств при парентеральном введении и при длительном их приеме через рот (в таблетированной форме).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лекарственные средства, к сожалению, имеют побочные действия, но при соблюдении ряда условий их можно или вовсе избежать или ослабить.
Знания особенностей применения лекарственных средств необходимы для медицинской сестры, потому что именно она осуществляет раздачу и введение лекарственных средств. Они необходимы и для фельдшера-акушера, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи: во время работы на скорой помощи при оказании неотложной медицинской помощи, во время работы на ФАПе или в поликлинике, давая рекомендации пациентам по приему лекарственных средств.
Многие пациенты принимают лекарственные средства очень длительно, порой всю жизнь. Очень важно, насколько полно они будут проинформированы об особенностях приема лекарственных средств, о показателях и параметрах своего организма, которые они должны контролировать и в каких случаях немедленно обращаться к врачу для коррекции лечения. И здесь огромная роль принадлежит медицинским сестрам, фельдшерам-акушерам, помощникам врача по амбулаторно-поликлинической помощи: и как они будут вводить лекарственные средства, и какую информацию они дадут пациентам и их родственникам, и как они будут контролировать правильность приема лекарственных средств во время патронажей.
СОДЕРЖАНИЕ
- Аминофиллин (синоним эуфиллин)……………………………………………5
- Антикоагулянты (непрямого действия) Варфарин……………………………..5
- Антикоагулянты (прямого действия) Гепарин…………………………………6
- Бициллин ………………………………………………………………………….7
- β-адреноблокаторы пропранолол ( обзидан, анаприлин)…………………….8
- β-адреноблокаторы (таблетированная форма)…………………………………9
- Допамин (Дофамин)………………………………………………………………9
- Инсулин………………………………………………………………………….11
- Морфин…………………………………………………………………………..12
- Нитроглицерин…………………………………………………………………..12
- Особенности применения нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС)……………………………………………………………………………14
- Правила приема антибиотиков в амбулаторных условиях……………………15
- Препараты железа……………………………………………………………….16
- Прокаинамид (синоним новокоинамид)……………………………………….17
- Сердечные гликозиды…………………………………………………………..18
- Системные глюкокортикостероиды (СГКС)………………………………….18
- Цитостатики……………………………………………………………………..19
- Эпинефрина гидротартрат (синоним адреналина гидротартрат)……………20
- Эпинефрина гидрохлорид (синоним адреналина гидрохлорид)…………….21
- Литература……………………………………………………………………….22
Данные методические рекомендации размещены в информационном центре колледжа, каб. 204.
Требования к современному учебному занятию
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ
Принципы проектирования и проведения учебного занятия:
- Тщательная диагностика, прогнозирование и проектирование учебного занятия в системе других занятий по теме, разделу.
- Реализация на занятии в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил, использование новейших достижений науки, передового педагогического опыта.
- Достижение взаимосвязанных целей занятия в соответствии с образовательным стандартом по формированию компетенций.
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения занятия, обеспечивающих успешное решение поставленных задач на каждом этапе занятия.
- Формирование учебной и познавательной мотивации. Развитие навыков самообразования, формирование рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических знаний.
- Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности учащегося, опора в работе на коллектив.
- Умение проектировать и давать учащимся продуктивные задания.
- Система самостоятельных работ, наличие материалов для самостоятельных работ в электронном виде.
- Соблюдение принципов здоровьесберегающей педагогики: принцип медико – психологической компетентности преподавателя; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); педагогика сотрудничества и т.п.
- Планирование обратной связи. Регулярный контроль знаний, умений и навыков учащихся помощью различных методов оценивания. Система продуманных заданий. Развитие навыков самоконтроля.
- Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, установление осознаваемых учащимися междисциплинарных связей.
- Применение рефлексионных методик.
- Умение демонстрировать методическое искусство.
Методы:
- Проблемное и развивающее обучение на основе сотрудничества.
- Расширение арсенала выбора методов активного обучения
- Методы управления самостоятельной работой учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- Реализация деятельностного подхода к обучению. Сочетание групповых и индивидуальных форм работы на занятии, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Организация деятельности учащихся на получение результатов.
Обеспечение:
- Наличие УМК (электронного в т.ч.)
- Наличие эффективных дидактических средств обучения и контроля.
- Целесообразное, рациональное, системное, комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, ЭСО и т.д.).
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ
- Развитие личности учащегося посредством деятельности на учебном занятии.
- Способность учащегося моделировать предстоящую профессиональную деятельность, быть ее субъектом.
- Управление педагогом проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.
- Демократичность, открытость учебного занятия.
- Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе.
- Здоровьесберегающие технологии на учебном занятии.
- Преподаватель эффективно (адекватно цели занятия) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по алгоритму и творчески.
- Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи учебного занятия.
- Преподаватель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- На занятии задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Обучение учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
- Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса
Методические рекомендации
по организации и проведению мастер-класса
Содержание
- Введение.
- Подготовка мастер-класса.
- Проведение мастер-класса.
- Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
- Оформление работы мастер-класса.
Приложение 1. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса.
Приложение 2.Оформление
Список литературы.
Введение
Одной из эффективных и современных форм повышения профессионального мастерства педагогов являются мастер-классы.
Мастер-класс – (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям, проводимая мастерами в этой области со своими коллегами. Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Высокий класс мастерства преподавателя должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности ― это основная идея мастер-класса.
Таким образом, мастер-класс:
- это средство трансляции педагогом-мастером своего профессионального инновационного опыта,
- передача действующей педагогической технологии;
- взаимообучение, взаимосовершенствование преподавательской деятельности, представляющее собой двусторонний процесс с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель»;
- это рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Основные преимущества мастер-класса: это уникальное сочетание короткой теоретической части согласно заявленной теме; демонстрации преподавателем своей педагогической технологии или методики, индивидуальной практической работы всех участников с последующим обобщением и обсуждением результатов.
Мастер-класс отличается от семинара или открытого занятия тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или методику. Участникам мастер-класса также предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя в применении полученных знаний с тем, чтобы в дальнейшем творчески применить данные технологии или методики в собственной деятельности.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса:
- мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
- готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
- рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
Смысл мастер-класса
Мастер своего дела делится со слушателями какой-либо результативной методикой, которая применялась лично им.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного преподавателем стиля своей профессиональной деятельности.
Подготовка мастер-класса
Подготовка и проведение мастер-класса предъявляют определенные требования ко всем его участникам.
- Педагог, ведущий мастер-класс, должен иметь первую или высшую квалификационную категорию.
- В начале подготовки мастер-класса необходима тщательная аналитическая проработка педагогического опыта преподавателя-автора мастер-класса, его научно-методическое описание в соответствии с технологией.
- Цель – составить развернутое представление о центральном звене инновационного педагогического опыта, анализ его ядра, которое является действительным источником достигаемых педагогом результатов.
- Необходимо определить уровень, на котором реализуется та или иная авторская инновационная идея: уровень технологий, связанных с усвоением учащимися знаний и умений по конкретной дисциплине; общеметодический уровень, допускающий перенос наработанного мастером опыта и на сферу других учебных дисциплин, реализуемых в образовательном учреждении; психологический уровень, обеспечивающий высокий результат за счет вовлечения в учебный процесс личности учащегося, создания для него мотивационно-потребностного поля в образовательном пространстве; собственно педагогический уровень, представляющий особую авторскую систему педагогических действий мастера. Поэлементный анализ представляемого опыта по данной схеме позволяет лучше понять индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога и разработать мастер-класс.
- Состав участников мастер-класса подбирается из преподавателей одной или разных дисциплин в зависимости от указанных уровней реализации инновационных идей автора и целей мастер-класса, однако участие преподавателей разных дисциплин способствует развитию междисциплинарной интеграции обучения.
- Далее необходимо решить, как практически представить мастеру свою работу, какие применить для этого формы и способы.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Проведение мастер-класса
Форма работы мастер-класса в большой степени зависит от наработанного преподавателем стиля своей профессиональной деятельности.
- Это могут быть письменно оформленные теоретико-аналитические разработки обобщения педагогического опыта, методические материалы, авторские программы, иллюстрирующие опыт мастера, с которыми участники мастер-класса могли бы ознакомиться заранее и за предельно короткое время погрузиться в существо педагогического опыта.
- Разнообразные иллюстрации в виде схем, таблиц, диаграмм, моделей, презентаций, публикаций, видеозарисовок фрагментов занятий и внеаудиторных мероприятий.
- Мастер-класс может включать в себя и само проведение занятия или его фрагмента с учащимися, что будет особенно интересным и ценным.
- Одним из приемов работы может быть проведение деловой игры, тренинга с участниками мастер-класса, то есть выбор форм и способов проведения мастер-класса – процесс творческий и не ограничивается какими-то рамками.
- При подготовке нужно тщательно выбрать и продумать тему, цели и задачи, актуальность, востребованность и целесообразность мастер-класса, план проведения, ожидаемые результаты; определить состав участников, оптимальное время для проведения мастер-класса, место проведения, необходимое оборудование и оснащение. Все это является критериями для утверждения мастер-класса.
- Большое значение при проведении мастер–класса имеют личные качества ведущего: речь и голос ((тон,, сила,, выразительность, дикция, интонация, техника и культура речи)); мимика, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников); умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности; искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; педагогическая импровизация: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию; чувство времени.
- Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если при проведении не будет предусмотрено обсуждение его результатов, дискуссии между участниками, анализ оценок (какие новые знания получили слушатели, каковы возможности использования полученных знаний в их работе и т.д.).
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Презентативность |
Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. |
Эксклюзивность |
Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. |
Прогрессивность |
Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения учебной дисциплине, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. |
Мотивированность |
Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. |
Оптимальность |
Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). |
Эффективность |
Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. |
Технологичность |
Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры) |
Общая культура |
Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта, педагогическая харизма, степень воздействия на аудиторию, |
Оформление работы мастер-класса
Оформление материалов мастер-класса предусматривает создание инновационного кейса, включающего в себя описание всех этапов работы.
Приложение 1 Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса
- Планирование мастер-класса (актуальность, цели и задачи, тема, ожидаемые результаты, план проведения, состав участников, время проведения). Утверждение мастер-класса на заседании ЦК.
- Разработка плана проведения и методическая разработка мастер-класса с указанием форм, методов, приемов, этапов. Кейс мастер-класса.
- Проведение мастер-класса:
- Презентация педагогического опыта преподавателем-мастером (теоретический материал)
- Практическая демонстрация ведущим мастер-класса своих методов, приемов, форм педагогической деятельности согласно плану мастер-класса.
- Самостоятельная деятельность участников мастер-класса в малых группах на основе полученных знаний.
- Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников мастер-класса). Отзывы, предложения участников мастер-класса, данные анкетирования.
Оформление отчета по проведению работы мастер-класса для дальнейшего распространения опыта.
Приложение 2 . Примерная схема оформления
1стр. Образец титульного листа Ф.И.О. автора _____________________ Тема_____________________________ Состав участников__________________ Время проведения__________________ Место проведения _________________ |
||||||||||||||||||||||||
2 стр.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии, протокол № Аннотация. Данный мастер-класс преподавателя ФИО по теме: «» с применением метода или технологии позволяет поделиться опытом проведения занятия по данной теме с другими преподавателями и повысить их квалификацию. Пребывание в роли обучающегося даёт возможность преподавателю увидеть наличие психологической комфортности или её отсутствие, испытать эмоции во время выполнения задания, что поможет в последующем в разработке практического занятия. |
||||||||||||||||||||||||
3 стр.
Возможная модель проведения мастер-класса
|
||||||||||||||||||||||||
3 стр. Примерная структура мастер-класса 1. Подготовительно-организационный этап. Объявление темы и цели мастер-класса. Актуальность. Связь со здравоохранением. Цель: представить опыт работы по использованию метода (назвать метод) в профессиональной деятельности педагога. Задачи: · передача своего опыта использования методов в формировании общих и профессиональных компетенций учащихся; · совместная отработка с участниками мастер-класса методических подходов и приемов решения задач; · оказание методической помощи участникам мастер-класса для профессиональной деятельности: · рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса. 2. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей. «Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня… Чтобы научить обучающихся выполнять данные манипуляции, необходимо соблюдать единые требования к ним… Совместно с Вами я проработаю… Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом… и т.п.». Правила работы на мастер-классе: 1. Прошу Вас отпустить все мысли, что тяготят Вас в данный момент, и, может, некоторые методы, рассмотренные нами в течение мастер-класса, помогут их разрешить при новом возникновении. 2. Стать активным участником данного мастер-класса и быть более открытыми в процессе работы. 3. Учитывать мнение окружающих при собственной работе, не вступать в спорные дискуссии, ибо после мастер-класса мы можем обсудить их индивидуально. 4. Прошу проявлять себя во всех заданиях и решениях, проводимых по мастер классу, даже если вы считаете свои идеи менее удачными, по сравнению с представленными. 5. Все используемые материалы и описание методик, я передам Вам по окончании мастер-класса. |
||||||||||||||||||||||||
2. Теоретическая часть. 1. Презентация педагогического опыта преподавателем-мастером: · кратко характеризуются основные идеи технологии; · описываются достижения в работе; · доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; · определяются проблемы и перспективы в работе преподавателя-мастера. 2. Презентация лекции. · описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; · определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. |
||||||||||||||||||||||||
3. Практическая часть. 1. Демонстрация техники выполнения манипуляции. Проведение имитационной игры: · преподаватель-мастер демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися; · слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
2.Моделирование: Отработка преподавателями–участниками мастер-класса техники манипуляции или решение задач: · преподаватели-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии преподавателя-мастера; · мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; · мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия. Дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя и слушателей по выполнению техники т.п. (возможно совместное решение или выработка алгоритма). Результатом совместной деятельности является модель учебного занятия, которую разработали «преподаватели-ученики» под руководством «преподавателя-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
4. Заключительный этап. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. Заполнение анкеты коллегами, присутствующими на мастер-классе, для личной рефлексии преподавателя (Бортовой журнал). |
Список литературы
1.«Методист» № 5, 2008, стр. 8-12, 26-29.
2.«Методист» № 8, 2008, стр. 13-17.
3.Материалы Интернета.