Признаки, указывающие на употребление наркотических сердств либо наркотическое опьянение
ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛИБО НАРКОТИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДА НАРКОТИКА
Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.
Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества, не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта
Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.
Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.
Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.
Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные, зрачки.
Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.
Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).
Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.
Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.
Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).
Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.
Изменение сознания: нарушение, помрачение.
Места сокрытия наркотиков
Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.
Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).
Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т. п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.
Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т. д.
Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.
При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.
Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.
Алгоритм действий при выявлении учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
- При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования.
- При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность.
- Установить очевидцев происшедшего.
- Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.
8 801–100-18-18 – Республиканская горячая информационная линия по вопросам лечения наркомании
8-801-100-16-11 – Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию)
Экстренная психологическая помощь в г. Бресте:
Получения квалифицированной анонимной психологической помощи в кризисных ситуациях – (0162)20-15-55 (круглосуточно) – « Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Телефон доверия в УЗ « Брестский областной психоневрологический диспансер»
(работает круглосуточно) т. (0162) 40-62-26
Анонимная помощь несовершеннолетним в УЗ «Брестский областной наркологический диспансер» по адресу: г.Брест, ул.Северный городок, корп.7,тел. подросткового кабинета
(0162) 28-20-49
Причины, признаки и последствия наркомании
Информационный материал к Международному дню борьбы с наркоманией
Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании. Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 млн. человек. По самым приблизительным оценкам специалистов, от 3 до 4 процентов жителей планеты употребляют наркотики.
Проблема наркоманий является одной из наиболее актуальных как для здравоохранения, так и для общества в целом. Это обусловлено тяжелыми медицинскими и социальными последствиями злоупотребления психоактивными веществами, среди которых на первом месте находятся характерные изменения личности. К негативным медицинским и социальным последствиям наркомании относятся: наличие ряда соматических заболеваний у пациентов, низкий процент трудовой занятости, высокая частота криминогенного поведения и судимостей, нарушения семейных связей.
В Республике Беларусь под наблюдением врачей психиатров-наркологов в настоящее время находится более 15 тысяч пациентов, которые употребляют наркотические средства. В Республике Беларусь на 01.01.2018 зарегистрировано 8025 пациентов с синдромом зависимости от наркотических средств и 5061 чел. потребляющих наркотические средства с вредными последствиями. Среди употребляемых наркотических средств по-прежнему доминируют опийные наркотики (49,6%), каннабис (15,8%), психостимуляторы (6,1%) и ряд других наркотических средств. В последние годы «модным» среди молодежи стало употребление курительных смесей «Спайсов». Прием «Спайсов» приводит к мгновенному развитию наркотической зависимости. При одно- или двукратном употреблении «Спайсов» развивается психологическая зависимость, а при употреблении в течение 2 месяцев и больше развивается физическая зависимость. В 2016 году в организации здравоохранения республики за оказанием медицинской помощи после курения «Спайсов» обратились 483 чел., в 2017 году – 1100 чел.
Анализ социальных характеристик лиц, стоящих под диспансерным наблюдением у врача-психиатра-нарколога в 2017 году, показал, что среди наблюдаемых пациентов с наркоманией число лиц до 18 лет составило 731 чел. (5,2%), в возрасте от 19 до 25 лет – 3860 чел. (27,1%), старше 30 лет — 6329 чел.(44,3%).
С синдромом зависимости от наркотических средств 2434 женщины (17,1%), 109 (1,3%) учеников школ, 345 (чел. (4,1%) учащихся ПТУ, 148 чел. (1,7%) студенты техникумов, 89 чел.(1.1%) студенты ВУЗов. Среди наблюдаемого контингента доминируют лица со средним образованием (81,3%), с неполным средним образование 18,8%. Высшее образование имеется только у 3,8% пациентов. Заняты работой только 66,8% пациентов, 55,7% холостые (незамужем), живут с родителями 41,8% пациентов.
Помимо того, что наркомания приводит к физической, нравственной и социальной деградации личности, она толкает «потерявших себя» и потерянных людей на преступления. Из числа наблюдаемого контингента 52,1% имеют судимость, причем в 26,6% случаях судимость не связана с операциями с наркотиками.
Каковы основные причины возникновения наркомании
Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций.
Одними из главных причин, приводящих к наркомании в среде подростков, являются:
недостаток любви и внимания со стороны близких людей;
эксперимент над своим сознанием (этой мотивацией обычно пользуется интеллектуальная молодежь, они довольно образованы, изучают специфическую, психоделическую литературу, принимают все доступные им меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости);
любопытство.
Причиной употребления наркотиков может быть бунтарство, которое является формой протеста против тех ценностей, которые исповедует общество и семья, особенно, если учесть молодой возраст людей, подверженных этой пагубной страсти. Действуя импульсивно, подростки, прежде чем подумать, совершают поступок, чаще всего неправильный. Они не желают выполнять какие — либо обязанности, во всем ищут удовольствие. Не обладая чувством ответственности, они зачастую вступают в конфликт с теми, кто обладает властью над ними.
У многих подростков также наблюдается полное отсутствие интереса к каким — либо занятиям, событиям и другим вещам. Они равнодушно относятся к занятиям в школе и обычно не имеют никаких увлечений. У них нет интереса к будущим событиям, любые личные достижения не представляют для никакой ценности.
Еще одним «поводом» для употребления наркотиков могут выступать серьезные внутренние конфликты, проблемы социализации.
Ряд симптомов весьма характерны тем личностям, у кого очень низкая самооценка, кто считает других лучше себя. Ими преобладает ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревоги, скуки, неуверенности себе, депрессия. Они чувствуют себя несчастными дома, им присуща отчужденность и изоляция семье, в отношениях со сверстниками. В таких случаях человек остро нуждается в дополнительном «обезболивании». Но как показывает практика многие убегают в «замены» и замыкаются в неподвижном и иллюзорном мире, который они создали вокруг себя.
Для некоторых наркотики это средство борьбы с депрессией. Находясь в состоянии эмоциональных трудностей, многие считают, что употребив наркотики или алкоголь, можно избежать состояния глубокой депрессии. Но обычно алкоголь и наркотики приносят лишь временное облегчение.
Последствия наркомании
Последствия употребления наркотиков можно разделить на три группы: медицинские, психические и социальные.
К медицинским последствиям относятся:
Депрессия – состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.
Передозировка – нередкая ситуация в жизни наркомана, особенно при использовании средств и сырья, активность которых выше, чем у тех, что обычно им употреблялись. При передозировке возможна: потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности – все это требует экстренной медицинской помощи. Следствием передозировки часто является летальный исход.
Судороги – одно из проявлений абстинентного синдрома, возникающего в период воздержания от введения наркотика. Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечнососудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца.
Часто у пациентов с наркоманиями отмечаются осложнения и инфекции вследствие нарушений правил асептики при введении наркотиков.
Воспаления вен – следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов. Воспаление вен в свою очередь может привести к серьезному осложнению – заражению крови.
Гепатиты парентеральные – воспалительные заболевания печени – очень распространены среди наркоманов. Они вызываются вирусами, который передается от одного наркомана другому через зараженные иглы.
СПИД. В период «ломки» и непреодолимого влечения к наркотику все мысли и действия человека направлены на немедленное получение дозы в любых условиях, в любом шприце и любой иглой – отсюда опасность заражения ВИЧ-инфекцией.
Психические последствия:
Привыкание – отличительный признак наркомании как болезни. Постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать, формируется психическая зависимость.
Страхи. У наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным, страх за свое здоровье, из-за своих долгов и т.д. Страхи и депрессия – наиболее частые причины срывов в этот период.
Высокий суицидальный риск. Страхи, депрессии, «ломки» — и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании, изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство.
Социальные последствия:
Домашние скандалы, потеря друзей: человек, употребляющий наркотики, вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них. Чем больше стаж употребления наркотиков, тем уже становится круг общения.
Криминогенность (со всеми вытекающими последствиями: побои, аресты…) больных наркоманиями обусловлена несколькими факторами: потребностью в деньгах для покупки наркотиков, вынужденной связью с торговцами наркотиками (что само по себе является противоправным действием), изменениями личности с характерным морально-этическим снижением. Кроме того, наркоманы могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.
Начальные признаки появления наркомании
Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не абсолютны, но часто помогают в определении лиц, употребляющих наркотики. Наружность их не бывает совершенно ужасной. Если ориентироваться на внешние признаки, следует помнить, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем.
Каковы же эти признаки:
длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки; неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения; отрешенный взгляд; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»; осанка чаще сутулая; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта; явное стремление избегать встреч с представителями властей; раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы;
следы от уколов. Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.
Иногда общие для всех наркотиков признаки считают «вполне нормальным для подростка поведением», хотя это не совсем так. Вот они:
нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями), сопровождающаяся учащением и увеличением времени «гуляний», у него падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби), родители узнают о прогулах школьных занятий), снижается успеваемость;
увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения (начинают пропадать деньги из родительских кошельков и ценные вещи из дома);
появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным (разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении); настроение меняется по непонятным причинам (очень быстро и часто не соответствует ситуации).
Принимаемые меры по предупреждению распространения наркомании
На государственном уровне профилактика наркотической зависимости включает 2 компонента:
1 — меры по ограничению распространения наркотиков;
2 — антинаркотическую пропаганду, обеспечиваемую средствами массовой информации и социальными институтами.
С целью минимизации последствий наркомании, своевременного реагирования и выработки адекватных ответных мер на новые тенденции наркопотребления Министерством здравоохранения Республики Беларусь постоянно проводится работа по совершенствованию форм и методов оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, целесообразно последовательно проводить работу по профилактике наркомании в школах и ПТУ. В целях раннего выявления употребляющих наркотические средства нужно последовательно внедрять тестирование школьников на употребление наркотических средств в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Школьные программы должны стать наиболее распространенной формой антинаркотического просвещения. Акцент в работе по профилактике наркомании должен быть сделан на работу с подростками и их родителями.
Первые признаки суицидального риска
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Самоубийство часто является следствием воздействия на человека текущих событий, обстоятельств его жизни в силу особенностей его личности. Хотя влиянием данных факторов нельзя полностью объяснить самоубийство, они могут способствовать возникновению у человека суицидных намерений.
К числу таких наиболее распространенных факторов относятся:
1. Психическое неблагополучие:
- Предшествующие попытки самоубийства, селфхарм (самоповреждающее поведение), продуманные планы совершения самоубийства.
- Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадёжности также увеличивают риск суицидального поведения.
2. Взаимоотношения в семье:
- Конфликты в семье и распад семьи.
- Жестокое обращение со стороны сверстников и взрослых.
- Симбиотические отношения между членами семьи, жесткое деление на «своих» и «чужих». В таких семьях существует миф о неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков установить взаимоотношений вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
3. События жизни:
- Потери: разрыв романтических отношений, смерть любимого человека, потеря “лица”, развод.
- Давление: давление в учреждении образования, давление со стороны сверстников, давление родителей.
- Низкая самооценка: физическая непривлекательность, одежда, физическое бессилие, неуспешность в учебе.
- Недостаток общения: в случае, если это переживается подростком как изоляция.
Условный портрет подростка из «группы риска»:
– подросток с нарушением межличностных отношений, «одиночки» поневоле;
– злоупотребляющий алкоголем или наркотиками, отличающийся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
– подросток с затяжным депрессивным состоянием;
– сверхкритичность к себе;
– страдающий от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
– переживающий несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
– страдающий от болезни или покинутый окружением;
– из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
– из семьи, в которой были случаи суицидов.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Существуют эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения, по которым можно вовремя заметить человека, попавшего в кризисную ситуацию. К ним относятся:
1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Это желание является естественным. Однако, если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.
2. Капризность, привередливость. Это состояние в подростковом и юношеском возрасте может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Когда такое настроение наблюдается ежедневно и колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок. Как правило, подростки становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такое поведение обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.
5. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы необходимо прояснять у родителей.
6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. В такой ситуации молодые люди раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7. Психологическая травма. Человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, то у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, в стремлении скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9. Угроза. Если молодой человек открыто высказывает намерение уйти их жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать, проводить к педагогу-психологу, который оценит степень риска, проинформировать родителей.
10. Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет, собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.
Словесные маркеры, которые не стоит игнорировать:
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.)
Внимание и интерес к подростку – залог своевременной реакции в случае возникновения трудностей.
Если вы предполагаете наличие суицидальных намерений у подростка, то можете обратиться к педагогу-психологу с соответствующим запросом.
Если подросток сам обращается к вам, следует:
– поговорить с ним в спокойной обстановке, выслушать (не прерывая подростка, даже если тот прямо высказывает свои мысли о желании свести счеты с жизнью);
– выразить заинтересованность в его благополучии, поддержать, не отрицая трудностей переживаемой им ситуации;
– заверить в возможности разрешения трудностей и необходимости обращения за квалифицированной помощью к психологу.
Рекомендации по работе с тревожными учащимися. Тревожность: ситуационная и личностная
Тревожность – индивидуальная особенность, которая отражает переживание эмоционального дискомфорта и предчувствие грозящей опасности («случится что-то нехорошее, что-то пойдет не так»).
Тревожность может быть ситуационной, т.е. проявляемой в определенных обстоятельствах, а также личностной, характеризующая поведение человека в разных обстоятельствах.
Умеренная тревога нормальна в ситуации экзамена или собеседования, поэтому ситуационная тревожность в той или иной степени свойственная всем людям.
Однако если уровень тревоги становится слишком высоким, блокирующим способность человека действовать, а количество ситуаций, где эта тревога проявляется, расширяется и растет – это сказывается на адаптационных возможностях личности и вредит психологическому благополучию.
Таким образом, отправной точкой при работе с тревожными учащимися является определение, связана тревога с определенными обстоятельствами или является свойственной учащемуся в целом (давно наблюдается, проявляется в различных сферах жизни и т.д.).
Рекомендации по работе с тревожными учащимися
Возможности преподавателей, кураторов, воспитателей заключаются в выстраивании условий, которые помогают воспринять ситуацию более безопасной и понятной, а также в поддержке ассертивных (уверенных) способов реагирования у учащихся. Например:
- Предоставление некоторого времени на перестройку, переключение с одного вида деятельности на другой или при резком изменении изначальных планов/условий;
- Поощрение самостоятельности и проявления инициативы учащимся;
- Корректировка завышенных ожиданий учащихся, излишней требовательности к себе, нереалистичных запросов;
- Стимулировать собственную адекватную оценку учащимся своей деятельности, без лишнего перфекционизма или полной зависимости от внешнего мнения, в т.ч. мнения преподавателя;
- Предлагаемые задания должны быть конкретно сформулированными, т.к. возможность разночтений повышает тревогу неопределенности;
- Вовлечение в соревновательные виды деятельности должно быть посильным и осторожным, чтобы с одной стороны не допустить полного избегания учащимся неприятных ситуаций, а с другой не усугублять имеющиеся проблемы;
- Избегать зацикливания учащегося на ошибках, обращать внимание на потенциал, позитивное подкрепление нужно не только чтобы закреплять желаемые образцы поведения, но и чтобы сформировать у учащегося четкую связь между его действиями и результатом, повысить ощущение контроля над ситуацией.
Травля (причины, проявления, профилактика и противодействие)
Травля – вид группового эмоционального и/или физического насилия.
Травля (буллинг) в колледже – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведения группы в отношении одного или нескольких учащихся.
Проявления травли:
– бойкот, исключение из группы;
– обращение группы к жертве травли с использованием оскорбительных прозвищ;
– умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
– публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей, недостатков жертвы травли;
– распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации;
– кибербуллинг (травля с использованием сети Интернет);
– любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли.
Три обязательные составляющие травли:
1) проявление группой насилия в той или иной форме (оскорбления, насмешки, демонстративное игнорирование, унижения, угрозы и т.п.);
2) систематичность, постоянство, направленность на одного и того же человека;
3) групповое действие или действие при поддержке группы.
Стороны травли:
- зачинщик – организатор травли. Учащийся или сотрудник учреждения образования, родственник.
- жертва – лицо, в отношении которого осуществляется травля;
- участник – лицо, которое по предложению зачинщика присоединилось к травле;
- свидетель – учащийся, педагог или законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах травли.
Чем это опасно?
Любая травля опасна для психологического здоровья жертв, т.к. может приводить к тревожным и депрессивным расстройствам, снижению самооценки, социальной изоляции. Такие подростки чаще думают о самоповреждении, суициде или мести, нанесении вреда своим обидчикам.
Травля – развращающий опыт для зачинщиков, т.к. связана с ощущением неуверенности, неспособностью формировать хорошие отношения и реализовывать себя конструктивно.
Для свидетелей травля также является травматичным опытом, провоцирующим внутренний конфликт: осознание неправильности происходящего смешивается со страхом превратиться в объект травли.
Эффективные способы реакции на травлю:
- принять ответственность за группу;
- назвать вещи своими именами, дать оценку происходящему;
- обсуждать травлю как проблему группы;
- сформулировать конструктивные правила группы и заключить «договор» об их принятии;
- добиться не только формального принятия новых правил, требований, но и понимания учащимися, почему травля аморальна. Это переход от группового азарта к личной ответственности;
- гармонизация иерархии в группе и постановка групповых целей;
- поддержка позитивных изменений.
Предупреждение травли:
- не допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников;
- не допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося;
- не допускать проявления дискриминации по религиозным, национальным, гендерным, имущественным или иным признакам;
- не применять меры коллективной ответственности за действия, совершенные одним учащимся;
- не допускать чрезмерной критики или комментирования личностных особенностей учащихся, их межличностных отношений, чувств в присутствии других учащихся;
- не подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или ином аспекте;
- не демонстрировать пренебрежительного отношения к каким-либо учащимся;
- не допускать оскорблений в свой адрес;
- не признавать нормой ситуацию травли, поддерживать или оправдывать ее.
Уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса и дружелюбия в колледже является обязательным условием воспитания и образования.
Педагог-психолог колледжа Самосюк М.Н.
Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание – состояние психического и физического истощения в результате длительного стресса. Эмоциональное выгорание проявляется следующими характерными особенностями:
- перенапряжение, опустошённость, исчерпанность ресурсов;
- личностная отстранённость, цинизм, формальность контактов и вспышки раздражения;
- утрата эффективности, потеря мотивации, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности.
Эмоциональное выгорание касается непосредственно профессионального контекста и не должно применяться к опыту из других сфер жизни. Таким образом, эмоциональное выгорание отличается от хронического стресса или депрессии.
Факторы развития эмоционального выгорания |
|
связанные с особенностями самой деятельности, ее содержанием, условиями: |
связанные с личностью работника: |
Высокие требования к личности специалиста; |
Склонность приписывать причины происходящего внешним условиям и ориентированность на внешнюю оценку своей деятельности; |
Работа с тяжёлыми переживаниями, высокая нагрузка; |
Идеалистические представления о работе; |
Размытые границы между работой и личной жизнью; |
Стремление к чрезмерному контролю; |
Личная ответственность за благополучателей; |
Противоречивые стремления, взаимоисключающие цели и т.д.; |
Неблагополучная атмосфера в коллективе. |
Перфекционизм. |
Что делать?
- Признать наличие трудностей и невозможность их разрешения через прикладывание ещё больших сил, затрат времени и т.д. Отдых и восстановление – это необходимость, а каприз.
- Отследить сферы, в которых выгорание проявляется наиболее беспокоящим способом, и начать с них. Это могут быть проблемы со здоровьем, разрешение которых откладывалось в долгий ящик, взаимоотношения в коллективе, которые стоит обсудить и урегулировать, или нехватка времени на радующие занятия – а значит, время возвращать в свою жизнь способы приятного времяпрепровождения.
- Выбор наиболее подходящих вам способов восстановления сил, отдыха. При необходимости – обращение к специалистам за помощью.
- Регулярная реализация намеченных в п.2 планов в жизнь, отслеживание изменений в своем состоянии, динамики.
- Последующее поддержание баланса между трудом и отдыхом, психогигиена.
Педагог-психолог колледжа Самосюк М.Н.